Техника - молодёжи 1984-03, страница 56

Техника - молодёжи 1984-03, страница 56

Середина русского средневековья — апрель 1185 года. Поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича в половецкие степи.

Несмотря на поражение русских и кажущуюся незначительность предприятия (в походе приняли участие всего четверо второстепенных князей из рода ольговичей), ему посвящена историческая песнь -— знаменитое «Слово о полку Игореве».

Куда и зачем шел Новгород-Север-ский князь? Информацию об этом можно отыскать не только в летописях, но и в тексте самого «Слова».

Одна из характерных черт средневековых повествований — привязка

действия к совершенно конкретной местности. Уже в самом начале дошедшего до нас текста Игорь объявляет «братьям и дружине» цель похода: «копие приломити конець поля Половецкого», «...а любо испита шеломомь Дону». Он хорошо сознает трудности, учитывает возможность «главу свою ■ приложйти». И автор, продолжая рассказ о замысле князя, обращается к Бонну, сквозному персонажу «Слова», с таким предложением: «О Бояне, соловию стараго времени! абы ты сна плъкы ущекоталъ, скача, сла-вию, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, сеивая славы оба по

лы сего времени, рища в тропу Т|ро-яню чресъ поля на горы».

А. Майков, а позднее Н. Заболоцкий фразу «Сеивая славы оба полы сего времени» перевели так: «С древней славой новую свивая» и «Нашу славу с дедовскою славой сочетал на долгие века». Оба поэта определение «оба полы» отнесли к «славе», хотя, вполне вероятно, оно относится к «времени». Воинская слава согласно воззрениям средневековой Евразии бессмертна. И Бонн, быть может, не «свивал» славы, а «сейвал» (возможны оба прочтения) — засевал ею обе половины времени (прошлое и будущее), прошлого славой питая настоящее, чтобы она Взошла в будущем. Но еще интереснее концовка предложения: «Рища в тропу Трояню чресъ поля на горы». Что это за «тропа» и почему она идет «через поля на горы»?

Попытки отыскать ее в трудах исследователей «Слова» бесполезны. Но локализовать ее на местности не так трудно. И она действительно проходит «через поля на горы»!

Возьмем карту и поищем населенные пункты, связанные со словом «Троян». Самый северный из них находится к юго-западу от Житомира, второй — в Румынии, юго-западнее Брэилы, третий —■ в Болгарии, на юго-западе от Тырнова. Называются эти местечки — Троянов, Траян и Троян. Первые два расположены на равнине, третье —. в горах. Соединим их прямыми линиями. Оказывается, населенные пункты эти выстроились вдоль почти непрерывного шоссе, по которому, продвигаясь от Трояна на Пловдив, далее Хас-ково, Любимец на Эдирне, Хавша, Чорлу, Силиври, можно добраться до Стамбула. Он же Царьград или Константинополь...

А противоположный конец прямой, соединяющей три наши опорные точки, упирается в Киев. И вдоль отрезка Киев — Троянов располагаются знаменитые Трояновы, илиЗми-евы, валы, тайна которых пока не раскрыта (см. «ТМ» № 8 за 1981 год).

Таким образом, «тропа Трояна» — это объективно существующий сухопутный путь, идущий «через поля на горы». И это кратчайшая дорога от Кнева на Константинополь. На столицу Византийской империи. И упоминание автора «Слова» о «тропе Трояна» можно расценивать как намек на большое военно-политическое значение предстоящей. кампании, сравнимое, например, с важностью похода Олега на Царьград.

Из «Слова» следует также, что Игорь Новгород-Северский решился на свое отважное предприятие после долгих и мучительных размышлений: «Истягну умь крепостию своею, и поостри сердца своего муже-

52