Вокруг света 1976-01, страница 41

Вокруг света 1976-01, страница 41

вышел на эту скалу, и перед ним раскрылась чудесная, залитая солнцем долина. На полюбившееся ему место он привел своих родственников. Так возник здесь этот поселок. И действительно, в селе большинство носят фамилию Са-мар. Народ приветливый, дружный, оказавший нам во время раскопок неоценимую помощь.

Древний поселок каменного века располагается в центре нынешнего нанайского поселка, на берегу холодного и чистого ручья. Раскопками вскрыт десяток жилищ, рассказавших ученым много нового о жизни, быте и культуре населения таежного края в этот период. Жилища в Кондоне примыкали почти вплотную • друг к другу. Они не образовывали улицы, а были расположены, как соты в улье. При строительстве их вначале выкапывали котлован глубиной до 1—1,5 метра и площадью до 100 и более квадратных метров. Землю рыли каменными мотыгами и вытаскивали, по-видимому, корзинами, сплетенными из прутьев. Здесь, как и в других неолитических памятниках Амура, найдено много керамики; кожи и наконечники копий, отделанные с поистине ювелирной точностью, отполированные до блеска массивные топоры для рубки деревьев, строительства лодок и других хозяйственных целей. Каменные наконечники стрел, проколки, скребоч-ки и другой мелкий каменный инвентарь отделан особенно искусно — некоторые наконечники стрел в поперечном сечении не превышают один-два миллиметра при длине в 5—6 сантиметров. Такие наконечники стрел при неосторожном обращении ломались и для охоты употребляться, конечно, не могли, для этого, вероятно, использовались массивные и более надежные наконечники.

Нефритовые топоры, безусловно, очень ценились и употреблялись по своему прямому назначению, по-видимому, очень редко. Для изготовления этих топоров нефрит привозился из Прибайкалья и Забайкалья. Изящество отделки и совершенство форм каменных изделий, поражающее глаз, в изделиях неолитических мастеров Амура достигалось благодаря великолепному знанию свойств камня, а также тысячелетнему опыту, который передавался от поколения к поколению.

В то самое время, когда рыболовы каменного века Ангары изобрели приманку в виде рыбы из кости или камня и гарпуны, на Амуре появилась блесна. Она делалась из нефрита нежного беловатого цвета со светло-зелеными

прожилками. Нигде еще на неолитических стоянках, возраст которых более четырех тысяч лет, блесен не найдено. Это орудие лова было изобретено впервые на Амуре. Это неудивительно.

Племена, заселявшие Нижний Амур, были настоящими ихтиофагами. Рыба не только кормила их, но и одевала. Из рыбьих шкур племена Нижнего Амура шили себе одежду и обувь. Приспосабливаясь к реке, они изобрели не только блесну, но и многое другое. В том числе лодку-берестянку, которая употребляется до настоящего времени у народов Амура.

Там же, в Кондоне, мы попросили местных старожилов-нанайцев изготовить для нашего музея в Академгородке на Оби такую лодку. Мы сняли специальный фильм, единственный в своем роде — начиная от снятия бересты и до последней операции по изготовлению берестяной лодки. Ведь, быть может, пройдет несколько лет, и это будет последняя на Амуре берестянка, изобретение мастеров каменного века.

III

Племена и народы, которые расселялись на Амуре, Лене, Ангаре и Зее, имели не только высокую материальную культуру, которая по уровню своего развития не уступала тем культурам, которые в это время развивались в сопредельных странах — Японии, Китае, Монголии, — но и своеобразное и оригинальное искусство.

...Во многих странах Европы в течение ряда лет демонстрировалась выставка, посвященная культурно-историческим сокровищам и достижениям археологии в СССР. Со щитов выставки задумчиво и загадочно смотрела маска-личина, найденная на берегах Амура у села Вознесенского.

В связи с этим следует вспомнить, что еще более ста лет назад, в 1854—1856 годах, академик Л. И. Шренк собрал коллекцию различных предметов изобразительного искусства малых народов Амура. Это искусство глубоко поразило ученого. Он был удивлен, что у маленьких народов, затерянных на крайнем востоке, существует такое высокое чувство прекрасного, выразившееся в орнаменте на одежде, обуви, изделиях из бересты, дерева, кости.

Тогда же он подметил, «что вкус к орнаментике и развитие ее в Амурском крае возрастает по мере удаления от китайцев»...

Позднее, в 1898—1899 годах, на Амуре работал крупный американский ученый Б. Лауфер в составе Тихоокеанской экспедиции Д. Дже-зупа. Внимание Б. Лауфера также привлекло богатое по содержанию и оригинальное по исполнению искусство амурских народов. Но в отличие от Л. Шренка истоки этого искусства он видел в Китае.

Два крупных ученых пользовались, по существу, одними и теми же источниками, но пришли к совершенно противоположным выводам. Кто же прав?

У старинного нанайского села Сакачи-Алян на берегу Амура на базальтовых валунах и скалах выбиты десятки изумительных изображений. Некоторые из них можно увидеть только весной или осенью, когда падает уровень воды и хранитель многих тайн — Амур — на некоторое время отдает их в распоряжение археолога.

Особенно поразительны здесь антропоморфное маски-личины. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, широко раскрытый рот с двумя рядами больших острых зубов и непропорционально узкий округлый подбородок — все это создает какое-то особенное впечатление, можно сказать, устрашающее и грозное. В верхней части некоторые маски окружены ореолом расходящихся лучей.

На одном камне изображены две антропоморфные маски-личины, одна под другой. Глядя на них, удивляешься, с какой выразительностью древний мастер смог передать притягательную силу этих изображений. Глаза не могут оторваться от них, и даже кажется, что маски отделятся от камня и двинутся на тебя. Ты невольно отступаешь назад, и видение исчезает, но глубоко посаженные глаза продолжают пристально смотреть на тебя.

Память подсказывает: маски на одежде, обуви, домашней утвари нанайцев й ульчей Нижнего Амура похожи на эти изображения.

Рядом с личинами на скалах выбиты фигуры лосей, оленей и других животных, а также птиц. Сходные изображения, были отмечены и в современном искусстве народов Нижнего Амура.

Значит, истоки этого искусства не в Китае, а в далекой древности. Прав Л. И. Шренк, а не Б. Лауфер!

И вот, в 1964 году в один из сентябрьских вечеров мы прибыли в село Вознесенское, расположенное неподалеку от города Комсомольска-на-Амуре.

Амур в этом месте во время наводнений размывал берег, и вскоре нам стали попадаться камен

39