Вокруг света 1976-01, страница 39

Вокруг света 1976-01, страница 39

Камни с древними узорами.

Старинная гравюра, изображающая одежду местных жителей Приамцръя. Фрагмент сосуда с личиной из с. Вознесенского.

Село привольно раскинулось на двух террасовидных уступах. За селом, выше по течению виднелась небольшая протока. Туда и направилась баржа. Причалили к самому берегу, и уже с баржи были видны крутые пятнадцатиметровые береговые отложения. Река, по-видимому, во время недавнего сильного наводнения обрушила в этом месте берег, и слои светло-желтых песков и супесей четко вырисовывались ппи ярком солнечном свете. Такие береговые отложения, словно раскрытая книга, могут рассказать ученым о жарком и холодном климате, о наводнениях и засухе за сотни тысяч лет. Участники экспедиции с нетерпением попрыгали на берег: хотелось пройтись по твердой земле. Да и место было удобное для древнего поселения.

Через несколько минут раздался первый радостный возглас: найден кремневый отщеп, а рядом орудие человека, который жил здесь 5—6 тысяч лет назад. Но не эти находки явились открытием, которое значительно изменило предшествующие взгляды археологов на древность памятников этого района. Внимательно осматривая отложения террасы и галечник пляжа, археологи обратили внимание на гальки, расколотые

и затесанные на одном конце дву-мя-тремя сильными целенаправленными сколами. Такие сколы мог сделать только человек. Ну а если так, то возраст найденных орудий определялся уже десятками, а может быть, и сотнями ты сяч лет!

Дальнейшие исследования подтвердили это предположение. Сто пятьдесят — двести тысяч лет назад древние люди уже зажгли свои костры и заселили районы, расположенные севернее 54° северной широты! Это открытие, сделанное неподалеку от того места, где в недалеком будущем Зей-ское море пересечет Байкало-Амурская магистраль, поставило перед учеными вопрос: не входят ли Сибирь и Дальний Восток, наряду с такими областями, как Юго-Восточная, Восточная и Центральная Азия, в район, где происходило становление человеческого общества и его культуры?

Мог ли древний человек, исходя из общей природно-географической и исторической обстановки, существовать в то время в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии, проникнуть так далеко на север?

Находки в Филимошках древних орудий труда не являются в настоящее время единственными. Бо

лее чем десятилетние поиски привели к окрьггиям и других следов пребывания человека в Сибири и на Дальнем Востоке в столь отдаленное время — в бассейне Амура, Зеи, на Алтае. Все это дает основание считать, что южная часть Сибири и Дальнего Востока была заселена человеком в неожиданно раннее время: в среднем, а может быть, даже и в нижнем палеолите.

Процесс освоения Севера человеком с нарастающей энергией продолжался и позже, в верхнем палеолите, когда его культура поднялась на более высокую ступень и неизмеримо обогатился производственный опыт: появилась шитая одежда из шкур, искусственные жилища, более совершенное охотничье вооружение.

Наиболее яркое представление о жизни и быте человека, жившего в Сибири 20—25 тысяч лет назад, дают раскопки двух палеолитических поселений Мальта и Буреть вблизи Иркутска.

Древние обитатели Мальты и Бурети, подобно эскимосам, строили постоянные или сезонные деревни вдоль берегов Ангары. Так же, как эскимосы и чукчи, они сооружали большие дома из костей мамонтов и носорогов.

37