Вокруг света 1976-02, страница 29архальные ценности прежнего общества. Тем не менее буря перемен отнюдь еще не сломала бедуинскую психологию племенных традиций, предрассудков, специфических общественных отношений аравийского феодализма и полуфеодализма. Когда в пустыне забили фонтаны нефти, местные феодальные правители — шейхи стали получать колоссальные доходы. Первым их побуждением было построить дворцы, перед которыми бледнеют сказки «Тысячи и одной ночи», вторым — дать приличные жилища и прочие блага своим соплеменникам, но только соплеменникам. Как проходил этот процесс, можно наглядно наблюдать в Объединенных арабских эмиратах. Британец Колин Макгрегор, который стал финансовым советником кувейтского правительства, рассказывал (в середине пятидесятых годов. — Прим. автора.): «Сначала мы хранили все доходы в чудовищном сейфе в моей конторе. Мы набивали его индийскими рупиями, золотыми слитками, мешками с золотыми сове- Для этого уличного портного в богатейшем Маскате швейная машинка — целое сокровище. ренами. Там были миллионы и миллионы. Родственники правителя приходили и забирали деньги, иногда по миллиону рупий, и были очень недовольны, когда я настаивал на расписке Я помню, как однажды один из братьев шейха, который славился мотовством, прислал записку, требуя огромную сумму в золотых соверенах и долларах. Я приготовил ее в двух больших мешках и послал ему, но дал строгую инструкцию охранникам, чтобы они не возвращались без расписки. Они пришли через час и принесли мятый клочок бумаги, на котором было нацарапано: «Получил два мешка денег». Шейх Кувейта Абдаллах готов был платить своим ближайшим родственникам до одного миллиона долларов в год, рассчитывая, что молодой человек, который может неограниченно тратить деньги, вряд ли будет замышлять убийства или государственные перевороты. Чтобы выразить благодарность правителю, один из его родственников зака тил пир, на котором гвоздем программы был костер из крупных денежных купюр. Затем правителю была преподнесена модель нефтяной вышки, сделанная из чистого золота. Тем временем гости поглощали жареных верблюжат, в каждом из которых были жаренные на вертеле барашки, а в них цыплята и голуби. Кабаре Бейрута, Каира и Стамбула потеряли своих «звезд», которых перекупили кувейтцы. Затем появилась мода на молодых девушек из «хороших семейств» Западной Европы, что стоило еще дороже. До сих пор в Кувейте можно встретить остатки этих безумных затрат — разрушающиеся дворцы с мраморными комнатами, наполненными мебелью из самых дорогих европейских и американских магазинов. Те времена как будто миновали, и практически все прежние правители, у которых голова пошла кругом от потока золота, уступили место более «экономно» мыслящим монархам. Расточительство стало не столь явным и во многих случаях сменилось систематическим накоплением и умножением богатств. Но многие «государственные мероприятия», связанные с престижными соображениями, порой граничат с откровенным выбрасыванием денег на ветер. Не будем останавливаться на проекте строительства крыши над целым городом Эль-Кувейтом и созданием в нем искусственного климата. Приведем пример попроще. |