Вокруг света 1976-02, страница 32

Вокруг света 1976-02, страница 32

чаги непосредственного воздействия на формирование правительства и принятие важнейших решений: армия, состоящая в основном из наемников, осталась под командованием английских офицеров.

Другой немаловажный фактор — мусульманская религия, которая отнюдь не в модернизированной форме пронизывает всю жизнь аравийских стран, хотя ее влияние, например, в Бахрейне или в Кувейте несколько ослабевает. Сама эта тема заслуживает отдельного рассказа, поэтому для примера возьмем лишь положение женщины. Жители оазисов и городов Аравии в целом считают, что женщинам уготовано более низкое положение в обществе, чем мужчинам, так как этот факт якобы установлен высшей волей аллаха, и при этом ссылаются на коран. В нем указано, что женщина при всех равных условиях наследует только половину того, что мужчина. На суде свидетельство одного мужчины равно показаниям двух женщин. По общему убеждению, женщины подвержены соблазну, и мужчины должны строго следить за ними. Грамотность среди арабок была редчайшим исключением. Идеальная женщина в глазах общественного мнения должна была быть скромной, робкой и оставаться дома как можно больше. Ее главная забота — обслуживать мужа и детей и вести домашнее хозяйство. К тому же самостоятельно содержать себя было для женщины почти непосильным делом, и они целиком зависели от мужчин. Так, по мусульманским религиозным канонам, когда мужчина разводится с женой, произнеся соответствующую формулу, она должна немедленно покрыть лицо чадрой, собрать вещи и вернуться в дом отца. Забота о ее пропитании падает на мужчин из ее семьи, а не на ее бывшего мужа. Но если у нее есть сын, то это уже своего рода социальное страхование, так как сын должен отвечать за благополучие матери.

Естественно, что эти обычаи начинают размываться с появлением школ для девочек, телевидения, общения с приезжими, у которых на родине положение женщины иное. Но это затрагивает лишь незначительную часть населения. В Заливе наиболее передовыми считаются бахрейнки: многие из них получают кое-какое образование, занимают секретарские и другие должности.

И все-таки до коренных перемен в положении женщин еще ох как далеко!

КУВЕЙТ В 2000 ГОДУ

Понимает ли хотя бы наиболее дальновидная часть «патрициев» свое положение? Судите сами. Несколько лет назад в Кувейте распространился слух, будто нефтяная компан я преувеличивает данные о запасах жидкого горючего, и при быстрых темпах роста его добычи скважины иссякнут лет через пятнадцать. Неописуемая паника охватила всех. «Кувейт ойл компани» сделала успокаивающее заявление, но в глубине души ей мало кто поверил. В Кувейте многие задумались над будущим — своим и своей страны.

В одном из местных театров я видел тогда любительский спектакль «Кувейт в 2000 году». Нефтяные скважины истощились, поток золота иссяк, исчезла необходимость и возможность существования огромного города в раскаленной пустыне. Разрушаются здания, автострады, ломаются автомашины, станции по опреснению воды, выходят из строя телевизоры, кондиционеры, так как квалифицированным иммигрантам нечем платить, и они уезжают... Все ржавеет, приходит в упадок, гибнет. И тогда кувейтские «патриции» начинают возвращаться к занятиям предков — разводить верблюдов, овец и коз, ловить рыбу, промышлять жемчуг.

Злая сатира на самих себя говорила о необратимости перемен. Реалистически мыслящие арабы-аравийцы понимали, что благополучие жизни «патрициев» под золотым дождем нефтяных отчислений рано или поздно может прекратиться. Тогда начнутся переломы, общественные катаклизмы. Но эти страны смогут уцелеть, если у них будут и собственные кадры, и независимая от нефти экономика.

В государствах Персидского залива пытаются формировать своих специалистов ценой сверхзатрат, сверхпривилегий для тех, кто учится. Я посещал просторные здания кувейтского университета, куда приглашают иностранных профессоров, не считаясь с затратами, центры профессионально-технической подготовки в Катаре, Шардже, на Бахрейне. Условия для учебы здесь неплохие, а в некоторых местах— просто отличные. Каков-то будет результат? Кто будет пользовать-

«Барасти» — хижины и «шаша» — лодки для ловли сардин жители побережья Батинах плетут из одного и того же материала — листьев пальмы.

ся более высоким общественным престижем и лучше оплачиваться: квалифицированный рабочий на химическом заводе или мелкий хозяйчик — владелец собственной мастерской, инженер или чиновник? На эти вопросы пока нет ответа.

Может быть, глядя на бессмысленно сгорающие в газовых факелах невосполнимые богатства своих недр, аравийские арабы все чаще говорят об индустриализации, о создании отраслей крупной промышленности, ориентированных на экспорт. Потребительская экономика государств Залива вызвала на свет кустарные ремонтные мастерские, маломощную строительную, цементную промышленность, птицефабрики, плантации овощей на гидропонике. Нефтяная промышленность долгое время была единственной современной отраслью. Затем появились нефтеперерабатывающие заводы.

— Мы сейчас наращиваем мощности по переработке нефти, — рассказывал мне министр финансов и нефти Кувейта Аттики. — Но наша стратегия заключается в развитии химии.

Когда Аттики говорит, то отвечает за свои слова. Он — не

30