Вокруг света 1976-03, страница 36Множество гигантских рисунков разбросано по пустыне Наска. Одних лишь изображений птиц насчитывается восемнадцать. По мнению Марии Райхе, все фигуры — будь то обезьяна, колибри, касатка или паук — имели когда-то точный астрономический смысл. Марии отправился туда. «Каналы» они увидели сразу и тут же поняли, что, во всяком случае, для ирригационных целей они служить не могли. Каналы рассекали поверхность пампы в разных направлениях, поднимались вверх, в горы... Никакой привязки к водоемам и рекам установить не удалось, а попытка реконструировать один из «полузасыпанных каналов» (такое создавалось впечатление) показа ла, что они были неоправданно мелкими. «Нет, это не каналы», — решил Косок. Но тогда что? Открытие пришло случайно. Впрочем, открытием его назвать нельзя. Это была лишь догадка. 21 июня 1939 года Поль Косок стоял на одном из «каналов» — прямом как стрела. Желто-бордовое солнце пустыни медленно опускалось за горбатую гору. Косок бросил последний взгляд на светило, любуясь красками заката, и вдруг отметил: солнце садилось точно на линии «канала», уходившего за горизонт. «Мария, какое сегодня число?» — «Двадцать первое», — ответила она, еще не догадываясь, о чем идет речь. «А месяц?» — «Июнь», — теперь она тоже смотрела на линию, бежавшую от них по пустыне к светящемуся кругу. Косок по опыту знал, какое большое значение придавали древние наблюдению за светилами, припомнилось ему и то, что одним из первых их достижений было открытие феномена «стояния солнца», когда оно в течение нескольких дней восходит и заходит почти в одних и тех же точках горизонта. На языке кечуа есть даже слово, означающее «привязанное солнце». Поэтому ученый догадался легко. «Это линия зимнего солнцестояния», — сказал Косок. Теперь они только и делали, что бродили по пампе да рассматривали линии, пытаясь найти тайный смысл «послания» древних. Во время одной из таких прогулок Косок нашел и первый рисунок. Его можно было разглядеть, лишь поднявшись на лестницу-стремянку. «Самая большая книга по астрономии», — сказал он о пампе то ли в шутку, то ли всерьез. За ним это название рисунков Наски повторяли потом многие. Перед отъездом из Перу Косок посоветовал Марии Райхе заняться изучением линий. Семь лет ушло на розыск фигур и составление топологических планов, нанесение линий на карты. Сделать это было непросто, поскольку фигуры, достигающие 200 метров в длину, и линии, протянувшиеся от них в разных направлениях на десятки километров, полностью с земли не видны. Райхе кропотливо собирала данные, еще и еще раз проверяла измерения, но очень хотелось зримо убедиться, что рисунки и линии выглядят с воздуха именно так, как на составленных ею планах. Подняться в воздух в первый раз она смогла только в 1947 году. Помог опять-таки случай. В городе Ике, расположенном неподалеку от Н'аски, два уважаемых человека выиграли крупную сумму на скачках. Стараясь с пользой поместить свалившийся с неба капитал, они решили приобрести небольшой вертолет и организовать службу опыления плантаций хлопка. Как только двухместный маленький «Белл» появился в Ике — а это был первый вертолет в Перу, — Мария пришла к хозяевам. «Испытайте его в полетах над На- |