Вокруг света 1976-03, страница 39

Вокруг света 1976-03, страница 39

снимать стационарным аппаратом.

Я не сразу понял, что это означало лично для меня. И только когда двери действительно сняли, до меня дошло, что лететь придется, повиснув на единственном ремне от кресла. Честно признаюсь, к такому испытанию я не был готов.

— Не волнуйтесь, — сказала Мария, заметив мое ошеломление. — И вообще, не думайте о высоте. Когда будете фотографировать, упритесь ногой в эту ступеньку.

Она показала на небольшой кронштейн под порожком двери. Если бы я не знал, что она сама летала привязанной за бортом вертолета, я бы еще не раз подумал, лететь или нет, но теперь — пусть даже из самолюбия — отступать было нельзя.

Мария заново проверила крепление ремня на моем кресле, села рядом с пилотом, надела наушники, и мы тронулись. Минуты через три вертолет был уже над пампой. Землю покрывала утренняя дымка, но солнце еще не успело подняться высоко над горизонтом, поэтому линии были видны отчетливо. Мы ясно различили внизу фигуру кита.

Не знаю, что меня волновало больше всего: то ли ветер, врывавшийся в проем двери вертолета, то ли серо-голубая курящаяся пампа, от встречи с которой меня удерживал лишь неважнецкий, прямо скажем, ремешок, то ли поразительная картина пересекающихся прямоугольников и расходящихся лучами, убегающих за горы поразительно прямых линий. Как я нажимал на спуск фотоаппарата, помню довольно-таки плохо...

С Марией Райхе я снова встретился несколько дней спустя, в Лиме. Теперь я был полностью готов к подробному разговору. Она не удивилась, когда беседа началась с вопроса о том, для чего могли служить линии Наски древним обитателям Перу.

— Начнем с начала, как говорят французы, —■ сказала она, раскладывая фотографии рисунков Наски. — Для древних народов положения Солнца, Луны служили календарем. По нему определялись приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, сроки посева и сбора урожаев. Именно поэтому мы нашли в пампе такое количество линий, соответствующих восходу и заходу солнца в период летнего и зимнего солнцестояний. Максимальные отклонения Луны к югу и северу, видимо, тоже имели большое значение. Мы знаем также, что древние умели рассчиты

вать и более сложные явления. Такие, например, как солнечные затмения. Вот почему, несмотря на популярность рисунков, больший интерес представляют для нас не они, а линии. Линий, кстати, гораздо больше, чем изображений. Привлекают внимание и прямоугольники, как их часто и без малейших раздумий называют, — «взлетно-посадочные полосы».

Они всегда связаны с лучами, лучше сказать — с концентрацией лучей.

— Меня, как вы понимаете, интересуют больше рисунки именно из-за их популярности, — сказал я. — Что они могут означать?

— На этот вопрос пока нет ясного ответа. Понятно лишь, что древние наблюдали и за звездами. С уверенностью могу сказать: рисунок обезьяны соответствует даже не одному, а трем созвездиям. А эти кривые, похожие на развертку осциллографа, прекрасно совпадают с движением звезд на ночном небе. Впрочем, истинно научное осмысление этого еще впереди, и мое предположение пока остается догадкой. Конечно, нужно более тщательное исследование. Я же перед собой подобной задачи не ставила.

— В таком случае, что выходит для вас на первый план сегодня? — задал я вопрос.

И вот что ответила Мария Райхе:

— Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. Крайне важно определить, как люди, не умевшие летать над пампой, — а если умевшие, то с помощью чего?! — могли спроектировать и перенести на ее поверхность во множество раз увеличенную карту звездного неба...

В конце концов Марии Райхе удалось определить, что при увеличении рисунков древние пользовались довольно сложной системой начертания равносторонних треугольников, причем стороны их, в свою очередь, служили радиусами окружностей. Райхе долго и кропотливо измеряла фигуры, расстояния между ними, радиусы кривизны — в нескольких точках в пампе ей удалось найти центры, из которых были проведены окружности. Наконец настал такой момент, когда она сама смогла вычерчивать фигуры, но при проверке не все линии их совпадали с действительными, и Мария снова принималась за кропотливый поиск.

Спустя какое-то время — новая удача: удалось установить точную единицу измерений — она равня

лась 66,4 сантиметра. Такую меру в Перу называют «брасадой», она соответствует среднему расстоянию от плеча человека до костяшек пальцев, сжатых в кулак. Теперь копирование сложных фигур велось с точностью до сантиметра...

Последний вопрос, который я задал Марии Райхе, не совсем относился к теме, более того, я чувствовал себя неловко, но все-таки решился:

- Что вы думаете о книге и фильме «Воспоминание о будущем» Дейникена?

—■ Видите ли, Дейникен любит объяснять некоторые малоизученные явления жизни на Земле следами или воздействием космических пришельцев. Многим это нравится. Но в случае с Наской он, на мой взгляд, поступил просто непорядочно: взял из одной моей публикации фотографию лапы стилизованной птицы, напечатал ее и задал вопрос: не похож ли рисунок на современные стоянки самолетов в аэропортах? Конечно, на первый взгляд сходство есть, и большое. Но ведь Дейникен-то уж точно знает, что снимок сделан с высоты двухметровой лестницы и в диаметре лапа имеет всего-на-всего четыре метра. Кстати, на той же странице в моей публикации был помещен для сравнения и другой снимок: лапа-«аэро-порт» и... возвышающийся над ней человек.

Некоторые считают, что Дейникен делает полезное дело, привлекая внимание к любопытным явлениям. Мне же после тридцатилетней эпопеи, напоминающей временами сражения Дон Кихота, кажется, что тот небольшой кусочек правды о прошлом человечества, который удалось открыть, гораздо

прекраснее любых сказок.

* * *

Рисунки Наски и в историческом, и в археологическом смысле бесценны. Отрадно, что правительство Перу, Национальный институт культуры уделяют серьезное внимание защите этого памятника. Только в последнее время на исследование рисунков было выделено около миллиона солей. Принимаются меры и к тому, чтобы Наска — без ущерба для следов древней культуры — стала доступной туристам. Очевидно, не так далек тот день, когда над линиями будут совершаться рейсы вертолетов или самолетов. Ведется строительство высокой башни, с которой можно будет наблюдать рисунки и фотографировать их.

Несомненно, что рано или поздно пустыня Наска перестанет быть загадкой для человека.

37