Вокруг света 1976-03, страница 38— Подобные вопросы мне задают постоянно, — сказала она. — Вначале жила переводами, но постепенно исследование пампы стало занимать все больше времени. Помогали многие — кто чем мог. Долгое время жила в комнате, которую мне предоставил один из знакомых в Наске. Потом стала получать небольшие гонорары: их присылали мне европейские журналы за фотографии. Каждую сумму старалась растянуть насколько возможно. На пару лет хватило гонорара за книжку, опубликованную в ФРГ. Да и много ли мне нужно? Она говорила задумчиво, как бы погружаясь в прошлое. Лицо ее сделалось суровым, глубокие морщины придавали ему аскетическое выражение. — Только вот что, — она вдруг снова улыбнулась, — если будете писать о моей персоне, не пытайтесь делать из меня жертву науки. Исследования пампы ниспослали мне такую радость, какую может подарить только настоящее творчество. Попытаюсь объяснить и еще один момент. Надеюсь, вы меня поймете, вы же из социалистической страны. Может быть, если бы я родилась и жила у вас, все было бы иначе, но в этом мире... Так вот, за все прошедшие годы я не знала, что такое хозяин! Я не давала себя эксплуатировать и была совершенно свободна! Да, она работала одна. Работа продвигалась медленно. Первая подробная схема рисунков и линий Наски была составлена только в 1956 году. Там было множество расходящихся от рисунков линий, а сами рисунки изображали птиц, ящерицу, собаку, кита, обезьяну. Несколько параллельных линий четко указывали на точки восхода и захода солнца во время летнего или зимнего солнцестояний. Иные «следили» за восходами и заходами луны 1. Я знал, что схема и описание рисунков были опубликованы в книге Райхе, но все попытки найти ее в магазинах Лимы не увенчались успехом. Воспользовавшись встречей, я спросил Марию о книге. — И не ищите, — ответила она. —■ Я запретила продавать книгу в Перу. В последнее время все больше и больше людей жаждут познакомиться с рисунками Наски, но пампа не готова пока принимать всех желающих. Райхе быстро поднялась с крес 1 Интересно отметить, что впоследствии многие линии были датированы. Оказалось, «лунные» чертежи более древние, а «солнечные» относятся именно к периоду инканата: ведь инки были ярыми солнцепоклонниками. ла и ушла к себе в комнату. Вернулась минут через десять с пачкой фотографий. — Посмотрите, многие фигуры затоптаны туристами. Вот следы автомобилей на рисунках. Если бы книга продавалась в Лиме, они почти все были бы затерты следами ног: ведь по схеме легко найти рисунки... Но у изображений есть и более опасный враг. Это дожди. Сотни лет в пампе не было крупного дождя, а в прошлом году из-за дыма заводов Марко-ны — частички сажи способствуют конденсации влаги над пампой -— прошел трехчасовой ливень. Еще два-три таких ливня, и рисунки будут потеряны навсегда. — Означает ли это, что через несколько лет уже никто не сможет их увидеть? — спросил я. — Может быть, и так, но спасти их можно. Сейчас отдел аэрофотосъемки военной авиации работает над этим. Мы делаем подробную съемку, составляем огромный план пампы с рисунками по фотографиям. Главное — чтобы удалось завершить работу в ближайшее время, тогда рисунки и линии можно будет восстановить, даже если их размоют дожди. Одна из таких съемок, кстати, предстоит в понедельник. «Что ж вы молчали?» — едва не закричал я. Но вовремя спохватился, — для такой фразы мы были еще мало знакомы. Вместо этого я сказал: — А не могли бы вы взять меня в экспедицию? — Поздно, сегодня суббота, начальства уже нет на месте, — ответила Райхе, но, увидев мое расстроенное лицо, добавила: — Впрочем, вы можете рискнуть. Поезжайте в НасКу. Если там договоритесь с пилотом, он поднимется и слетает с вами над пампой. Но помните, я вам ничего не обещаю. Конечно, я решил ехать. Пятьсот километров по пустыне, даже в одиночестве, — не такой большой риск, если учесть редчайшую возможность побывать в Наске вместе с Райхе. До Ики, в котором Мария когда-то нанимала вертолет, я доехал почти без остановок. Было даже интересно наблюдать за изменениями окраски песчаных холмов. Пустыня только издали кажется однообразной и унылой. Если же приглядеться внимательно, то увидишь, как серый песок сменяется желтым, розоватым, серебристым, потом неожиданно красным. Иногда дорога шла по самому берегу океана, и тогда, оторвав на мгновение взгляд от шоссе, я видел на горизонте далекие баркасы рыбаков. Трудности подстерегали меня в 70 километрах от Наски. Поднявшийся неизвестно откуда сильный ветер погнал навстречу тучи песка. Видимость внезапно и стремительно стала ухудшаться: 100, 50, 40 метров... Теперь можно было двигаться, ориентируясь только по белым штрихам разделительной полосы. Мне стало тоскливо. Песок хлестал в ветровое стекло машины, как струи тропического ливня. Если так будет продолжаться, я не приеду в Наску до вечера, а это значит, что вся моя затея провалится. Буран стих неожиданно. Впереди показалась невысокая гора, преграждавшая дорогу. Тоннели и крутые повороты спуска в пампу я проехал без приключений, и за небольшим поселком, расположившимся в долине горной реки Рио-Гранде, дорога опять вытянулась в струну. От шоссе к горизонту уходили две параллельные линии, напоминающие следы гигантского грузовика. Я остановил машину. Геологи считают, что эта часть пустыни, отделенная от океана невысокими горами, несколько раз заполнялась водой. Мощные потоки принесли сюда с гор смесь песка, глины и камней. Солнце раскололо камни на мелкие кусочки и окрасило их в бурый цвет. Образовалась 50-километровая площадка, густо усыпанная осколками. Я поднял один камень. Под ним был уплотненный светло-желтый грунт. Теперь стало понятно, как проводились линии: бурые камни на нужном направлении раздвигались сантиметров на 20 и открывали светлую почву. Как полагают археологи, культура Наски расположена на временной шкале примерно между 300 годом до нашей эры и 900 годом нашей эры. Есть и одно достоверное доказательство: когда в пустыне под слоем грунта нашли деревянный столбик и попытались датировать его радиоуглеродным методом, оказалось, что «возраст» столбика около 1,5 тысячи лет. ...Разыскать членов экспедиции в маленьком городе Наска не составляло особого труда. Я быстро подружился с Карлосом Эдмундо, командиром вертолета, и тот любезно согласился начать программу полетов на полчаса раньше, чтобы показать мне пампу. В шесть часов утра следующего дня все было готово к вылету. Как раз в это время появилась Мария. Посмотрев на вертолет, она подошла к пилоту и сказала: — Так мы потеряем слишком много времени, снимите двери, в следующий вылет нам придется 36 |