Вокруг света 1976-04, страница 73

Вокруг света 1976-04, страница 73

— Быват, не саамськои ли истукан у тя родился?

В который раз при мне терчане называют народные игрушки «болванами», «истуканами». Это явно неспроста Ведь в древности на Руси так называли скульптурные ритуальные изображения языческих божеств — идолов. Вероятно, в глубинах народного подсознания теплится историческая «сверхпамять» об изначальном культовом назначении игрушки-куклы. И сейчас у ряда народов еще можно встретить куклу — предмет игры и в то же время — предмет культовых действий, так как кукла для них — изображение обожествляемого предка, тотема рода, семьи...

Античная плавность линий и загадочная отчужденность роднят с древнейшими тотемически-ми изображениями животных и «своедельного» чаваньгского коня, сделанного «на торосах» в начале 20-х годов Всеволодом Александровичем Клещевым. Игрушечные олени, которых на скорую руку при мне сработал из сосновой лучины житель деревни Оленицы Николай Сильвест-рович Кожин, изящной условностью линий напоминают наскальные рисунки первобытных людей. Технология изготовления игрушки очень проста, но олени эти одинаково красивы и уместны и в крестьянском доме, и в современном городском.

Потребность в «рукодельном художестве» прорывается буквально на каждом шагу. Сравнительно молодой варзужанин Федор Григорьевич Рогозин (сын мастерицы по козулям) как-то вырезал на зимней ловле, на Вял-озере, абсолютно реалистического черного жеребенка и деревянных птиц, повторяющих общеславянскую форму классических глиняных птиц-свистулек. Нет-нет и сейчас «изладят» прялку для жены, для дочери, а то и для маленькой внучки. По местной традиции, прялки не расписывались, а только покрывались слоем олифы.

Сохраняющиеся и поныне у старых варзужанок праздничные женские наряды отражают художественно-прикладные традиции терского костюма середины XIX века, несмотря на то, что некоторые костюмы сшиты недавно, а многие вышивки на рукавах регулярно обновляются. Женские головные уборы — повойники рытого бархата с серебряным или золотым шитьем с вкраплениями речного жемчуга — и сейчас непременная при-

кР

надлежность наряда пожилых терчанок.

«Своедельные художества» Терского берега такая же часть жизни терчан, как терские песни, свадебная игра, зимние святочные гулянья, летний трудовой праздник выезда мужчин на рыболовецкие заимки — «тони»... Рукомесло терчан не должно угаснуть. Его достаточно стимулировать хотя бы морально: живым интересом, уважением, признанием его художественной ценности.

Мне бы хотелось, чтобы в будущем мои дети, как и я, пришли на Терский берег за сказкой-былью и увидели древо Искусства народного еще более укоренившимся и разросшимся. Чтобы они, как и я, знали: постучись в дверь в любое время — полярной ночью, осенним рассветом,

когда тянет холодный ветер «моряна», белой ночью, окутанной «травами шелковыми и цветами лазоревыми», — тебя примут и поделятся всем: хлебом, песней, обыкновенными чудесами искусства. Чтобы им сказали, как и мне когда-то на Вялозере:

— Заходи, заходи, гостьюшка желанная! Чайку с дороги даль-ной попей. Отогрейсе на печи... Шанёжки впору поспели: тебя дожидалисе. Розуйсе, разболокай-се, спать повались...

— А. что же вы не спрашиваете, откуда я, кто такая?

— А что спрашивать-то? Надо будет, сама скажёшь. А не ска-жёшь — знать, не надобно. Не обидимсе. А кто такая — и так видать: человек, как и мы. Наше дело — принять, отогреть, накормить, розвеселить душу гостю...

. Vм