Вокруг света 1976-04, страница 75

Вокруг света 1976-04, страница 75

Ослик, впряженный в повозку. Водяное колесо. Хлопок. Деревенская площадь. Величественные пальмы. Девушки, купающиеся в реке. Железнодорожный переезд. Повозки. Босые ноги. Узлы, колышущиеся на головах. Мечети. Все это мелькало и мелькало за окнами...

Трудно представить, насколько долина Нила узка и извилиста. Сочная зелень по обеим сторонам путей, крестьянские домики, деревни, ухоженные сады и поля — этот живой и деятельный Египет

сразу обрывался где-то совсем близко за линией горизонта. Другой Египет — бесконечные барханы, вади и каменистые плато таинственной непокоренной пустыни — все время был рядом, он бежал параллельно поезду, подобно тому, как, пока вы едете, бежит вместе с вами луна, он бросал вызов животворной силе Нила, кое-где подступая почти к самым его берегам.

На вокзале в Луксоре мы сели в старомодный конный экипаж. Над погруженной в темноту набережной веял душистый ветерок. Паруса лодок вяло никли под прохладным небом. Звезды контрастировали с мигающим огоньком фонаря над козлами, на которых сидел возница, поставив ноги на ворох сочного камыша, припасенного для лошадей. Камыша, а не папируса, потому что папирус в диком виде в Египте больше не растет из-за какого-то неведомого нарушения экологии в прошлом веке. Мы свернули на «Дорогу сфинксов», которая ведет от Нила к крепости Карнак. Там, за тол

стой глиняно-кирпичной стеной, ограждающей храмовый участок, укрыты святилища — храмы, молельни, площади, пилоны, посвященные богу Солнца Ра и невидимому богу Амону. Это самый большой храм в Египте, да и во всем мире тоже.

Я стоял, проникаясь атмосферой этого места. Амон-Ра, храм блистательного Солнца, был погружен во мрак: Атон, солнечный диск, схвачен злым владыкой подземного мира Сетом. Было полнолуние, и бледный свет лунного

бога Хонсу лился между гигантскими колоннами Ра, отбрасывая на землю мягкие тени.

До меня в Карнаке когда-то работал сэр Норман Локьер. Он писал, что в день летнего равноденствия можно наблюдать, как Солнце заходит между пилонами входа. 21 июня 1891 года офицер инженерных войск П. Д. Уэйкфилд установил в святилище храма теодолит. Изменение угла наклона земной оси со времени постройки храма не превышало 0,5°, и Уэйкфилд не сомневался, что ему предстоит наблюдать, как алый солнечный диск опускается в просвете между пилонами. Однако ничего подобного он не увидел. Солнце полностью заслонили фиванские холмы на западном берегу Нила, как они заслоняли его и в древности. В наблюдения Локьера вкралась какая-то ошибка. «Великий храм Солнца» не был ориентирован на Солнце. Более того — со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси.

Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно? Неужели при его закладке первые линии были проведены как попало? За завтраком один ученый заявил:

— Ось указывает на Нил, только и всего, причем не слишком точно. Эти ребята не умели откладывать направления и всегда промахивались на несколько шагов, а главное, их это нисколько не трогало.

В общем, мне следовало посмотреть еще раз. Разве не могло что-то быть упущено?

Главный храм имеет в длину 320, в ширину — 110 метров. Приближаясь к нему с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 метра. Всего по продольной оси сооружения располагаются шесть пар' пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от пятнадцатого века до нашей эры и кончая первым веком до нашей эры.

Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стены храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси Ахмона-Ра.

Перекрытия гипостильного зала, опирающиеся на вершины колонн, весят от 10 до 20 тонн. Их водружали туда, втаскивая глыбы по земляной насыпи, после чего земля убиралась. Центральные колонны достигают в высоту 24 метров, а капители их — диаметром в семь с половиной метров — напоминают распустившийся цветок папируса. Вокруг 12 центральных колонн располагаются 122 колонны поменьше, и все они подведены под кровлю, образуя как бы храм внутри храма. Ряды колонн тянутся параллельно оси храма с ошибкой не более 10—12 сантиметров.

Колонны сверху донизу покрыты иероглифическими надписями и изображениями. Камень еще хранит слабые следы некогда ярких красок. Точно так же украшены капители, поперечины и плиты кровли. Когда строительство зала было только-только завершено, его многоцветная красота ослепляла. Возможно, пол был покрыт листовым серебром, как в соседнем, Луксорском храме. По праздникам здесь толпилось множество людей, ибо гипостиль-ный зал был возведен» дабы показать всему миру могущество фа-

«Амон-Ра» — отрывки из новой книги профессора Джеральда Хо-кинса «За пределами Стоунхенджа», посвященной астрономическому анализу древнейших памятников минувших цивилизаций.

«Разгадка тайны Стоунхенджа», первая книга Дж. Хокинса на эту тему, увидела свет в Лондоне десять лет назад.

Стоунхендж — «восьмое чудо света», первобытный храм, возведенный в Англии на рубеже каменного и бронзового веков за несколько столетий до падения гомеровской Трои, был местом ритуальных церемоний и погребений. Астроному Джеральду Хокинсу — уроженцу Англии, а в пору исследования Стоунхенджа профессору Бостонского университета и сотруднику Смитсоновской астрофизической обсерватории в США, — путем детального анализа на электронно-вычислительной машине удалось доказать, что многотонные каменные арки Стоунхенджа служили также безупречными визирами: они фиксировали все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны. Новое направление исторических исследований Дж. Хокинс назвал астроар-хеологией.

В последней своей книге Дж. Хокинс дает разбор возможных астрономических особенностей многих древних памятников в разных частях света: удивительных рисунков пустыни Наска, затерянных в сельве храмов инков и наскальных рисунков в пещерах Южной Европы.

Особое место занимает в книге глава о поездке в Египет. В итоге астроархеологических изысканий проявляются черты некоторой общей для всего доисторического мира схемы, в которую укладываются и мегалиты Стоунхенджа, и храмы древних египтян.

Книга «За пределами Стоунхенджа» готовится к публикации в русском переводе в издательстве «Мир».

А. ГУРШТЕИН, кандидат физико-математических наук

73