Вокруг света 1976-05, страница 14выплеснувшийся миллион лет тому назад в море и образовавший скалистый остров, на котором впоследствии возник город Аден, все еще не успокоился*. Наличие влаги сделало Абъян оазисом. Здесь можно собирать два-три урожая в год. Слева от дороги две женщины складывают длинные бледно-зеленые арбузы, справа крестьянин в клетчатой юбке, стоя на толстой доске, влекомой верблюдом, сгребает к краям поля верхний слой почвы. Эта доска называется «махи», а цель операции — выровнять поле, снять истощенный и засоленный верхний слой почвы и нарастить обрамляющие поле валки. Зангибар — центр III провинции НДРЙ 1. Здание губернаторства, бензоколонка, ряды лавок на центральной улице, мечеть, продолговатое здание рынка, к стенам которого прилепились мастерские двух ремесленников: кузнец работает мотыги, серпы и другой сельскохозяйственный инвентарь; столяр сколачи- На самбуке рыбак чувствует себя увереннее, чем на суше. вает лавки и табуретки из досок разобранных ящиков. При выезде из Зангибара в сторону Шукры высятся каркасы трехэтажных зданий. В эти дома переселят бедняков, которые пока ютятся за городом в шалашах из травы и кукурузных стеблей. Почему название «Зангибар» созвучно имени острова пряностей, расположенного в тысячах морских миль отсюда, у восточного побережья Африки? Наиболее распространенное объяснение названия возводят к двум древнеперсидским словам «занг», что значит «негр», и «бар» — «берег». Отсюда пошли и заимствованные из персидского арабские слова: «негр» — «зиндж», «зандж», и «бар» в значении «материк, суша». В период расцвета работорговли слово «зандж» — «негр» — было синонимом слова «абид» — «раб». А расположенное на берегу Абъянской бухты поселение было одним из перевалочных пунктов работорговцев, где выгружали партии живого товара, направлявшегося затем в глубь Йемена. Ведь долины, по которым сбегают с гор дождевые потоки, всегда были и дорогами, ведущими с побережья внутрь страны. В дельте Абъяна много темнокожих людей с признаками негроидной расы. Вообще в обоих Иеме-нах — и Северном и Южном — их много. В Северном Йемене их и сейчас называют «ахдам». Они находятся в самом низу социальной лестницы, занимаясь «нечистыми», с мусульманской традиционной точки зрения, профессиями — цирюльников, банщиков, мусорщиков, танцовщиков. В Южном Йемене до получения независимости их называли «худжур» и их положение не отличалось от положения «ахдамов». Женщины из этой касты (и только из этой касты) прокалывали левую ноздрю и вдевали серебряную запонку или кольцо. Но сейчас в Южном Йемене слово «худжур» почти не употребляется, а в армии, государственных учреждениях можно встретить немало выходцев из этой когда-то отверженной касты. Среди рыбаков чаще всего видишь именно таких людей: ведь рыбак находился чуть ли не в самом низу социальной пирамиды. Мы пересекаем против рынка главную улицу Зангибара и оказываемся около небольшой харчевни. Грубые столы и скамьи вынесены наружу, в темной пещере лавки, озаряемой всполохами жаровни, суетится повар. Он быстро раскатывает на столе тонкий блин, бросает его на раскаленную сковороду и ловко отскакивает в сторону, увертываясь от брызг кипящего масла. Из лавки вместе с чесночным запахом вырываются, как из преисподней, клубы прогорклого дыма. Посетители харчевни — строительные рабочие и грузчики, — положив на стол натруженные руки, терпеливо и молча ждут своей трапезы. Еда — дело серьезное, и ее не пристало портить праздными разговорами и суетой. На пустой край скамьи пристраиваемся и мы с купленным на базаре арбузом, похожим на маленький сморщенный кабачок. Арбуз, на удивление всем, оказался очень красным и сочным, и принимается решение съесть его немедленно. Идя на нарушение арабского этикета, я знакомлюсь со своим соседом — рабочим в серой застиранной майке и клетчатой футе. Он осторожно берет толстыми грубыми пальцами с обломанными ногтями сигарету из пачки, прикуривает и с удовольствием затягивается. — Вы из Зангибара? — Нет, из Лодара. 1 НДРИ делится на шесть провинций. III расположена на западе страны (прим. авт.). провинция |