Вокруг света 1976-05, страница 17

Вокруг света 1976-05, страница 17

в серую крапинку каменные ерши, плоские, с белым брюхом и длинным крысиным хвостом скаты-хвосто-колы, красные, серые и голубые каменные окуни с выпученными глазами, переливающаяся сине-зеленым цветом рыба-попугай. Рыбаки небрежно отбрасывают в сторону скатов, желтоватую рыбу-шар, в два-три глубоких вздоха надувшуюся на глазах, — они несъедобны, и осторожно, двумя захваченными с берега хворостинами сталкивают в море рыбу-скорпиона, нервно складывающего и расправляющего, как веер, свои плавники. Рыба-скорпион — величиной с нашего окуня — необычайно красива и настолько же ядовита: в каждом перышке ее боковых и спинных плавников пленкой скрыта ампулка с сильным ядом.

Пока молодые рыбаки нанизывают пойманную рыбу на плети из пальмовых листьев, мы вместе с седобородым Османом, капитаном самбуки, прячемся от солнца под чахлую пальму.

— Лодки и сети раньше принадлежали капитану — находе, — рассказывает Осман. — Выловленную рыбу сразу делили пополам, и хозяин забирал половину — за пользование лодкой и сетями. Затем чуть больше десятой части находа высчитывал за мотор и еще примерно столько же, если вместе с рыбаками сам выходил в море. Так сказать, за общее руководство После всех расчетов рыбакам оставалось не более четверти улова. При раскладе на каждого получалась совсем мелочь — ведь в каждой лодке выходит в море десять-двенадцать человек. Да и с уловом вернуться не всегда удавалось, а платить находе приходилось все равно, вот и росли долги рыбаков, переходили от отца к сыну...

...Председатель рыболовецкого кооператива, молодой человек лет тридцати, когда мы входили в его кабинет, вел беседу с древним стариком со слезящимися глазами. Оказалось, что старик — один из семидесяти пенсионеров, которых содержит кооператив.

— Пятая часть улова отчисляется на ремонт лодок и сетей, на приобретение новых, — говорит председатель. — Пять процентов — в страховой фонд. Из него помогаем старым рыбакам, оплатили подвод воды и электричества, закупили швейные машинки для жен рыбаков. Сейчас у каждого рыбака в месяц получается гарантированная зарплата двадцать — двадцать пять динаров. Да когда это так здесь было?

Пенсионер, утомленно прикрыв глаза, удовлетворенно кивает головой...

...На крыше склада лежат на солнце распластанные туши акул. Выловленных хищниц разделывают на берегу: отсекают голову и удаляют внутренности, затем посыпают крупной солью и на три дня раскладывают на солнце. Перед заходом солнца рыбу переворачивают кожей вверх, чтобы ночная роса и влага не испортили продукцию. На четвертый день туши промывают в проточной воде — и вяленая рыба готова. Акулье мясо всегда находит покупателей за границей и в стране.

Внутри склада сложены сотни циновочных мешков с сушеным анчоусом. Весной каждого года огромные косяки этой рыбы подходят к побережью, и для рыбаков начинается горячая пора. Ее сушат три дня прямо на берегу, на пальмовых циновках, затем упаковывают в мешки. Именно сухим анчоусом и мелкой сардиной кормят верблюдов во многих районах страны. Этой же рыбкой удобряют почву.

...Шукра — небольшой городок, прилепившийся к морю. Это прежде всего рыболовецкий кооператив, и везде, куда ни бросишь взгляд, видишь то мастерские, то склад. Рядом со зданием школы поднимается невысокий минарет мечети.

— Нет, в мечеть сейчас ходят одни старики, — отвечает председатель. — Сегодня мало кто верит в

аллаха и джиннов. Раньше, до революции, рыбаки приносили жертвы, чтобы море было добрее: бросали в него финики, резали барана и топили мясо в море. Жертвы не помогли — пришлось взяться за владельцев сетей и лодок. А сейчас все рыбаки и члены их

При встрече бедуины церемонно здороваются, соприкасаясь носами.

семей ходят на курсы по ликвидации неграмотности, и через год у нас не останется ни одного взрослого, который бы не умел читать и писать. А в мечеть несколько стариков ходят...

...Видно, чувствуя, что придется скоро отыскивать новые средства к пропитанию, изобретательный служитель аллаха прямо у стен мечети устроил крошечный огород. И зеленое его пятно,, отгороженное от улицы плетнем из пальмовых лап, резко выделяется на сером фоне замусоренной улицы.

15