Вокруг света 1976-05, страница 76

Вокруг света 1976-05, страница 76

Действующие s.uua: Кровавая Мэри — предводительница клана Когтистых скал.

чтобы возня с младенцами помешала их общественной деятельности.

Другое дело — Миссис Браун, она была полностью поглощена уходом за щенками с первого дня нашего знакомства, а это было четыре года назад. Как раз тогда она только что потеряла в какой-то битве самый кончик носа, и ярко-красное пятно виднелось издали. Теперь рана уже давно зажила, но ноздри так и остались глядеть • наружу. По своему общественному положению Миссис Браун — в середине иерархической лестницы, у нее мирный нрав пожилого животного. Три года назад она перестала кормить одного щенка и тут же произвела на свет другого, Пестрячка. Пока Пестрячок был еще мал, мать была способна часами лежать у норы, то и дело подкармливая его и лениво созерцая оживленную возню. Теперь Пестрячку минуло двадцать месяцев, но Миссис Браун по-прежнему нянчит его и кормит, и почти все время лежит рядом со своим великовозрастным дитятком.

У Миссис Браун есть задушевная подруга — старая самка Бочка. Она тоже хорошая мать и часами не отходит от своих щенков Соуса и Пикуля. Бочка отличается невероятно объемистым брюхом, которое раскачивается и задевает за траву, когда она возвращается домой после сытной трапезы, и у нее огромные влажные карие глазе^. У Бочки просто страсть к авральным уборкам. Она не может удержаться, чтобы не пораскопать и не привести в порядок вход в нору близнецов каждый раз, как только подходит к ней — хоть разок-другой, да копнет, хотя бы одной лапой. Мне Бочка всегда

Стирик Нельсон, на долю которого выпало немало сражений.

представляется в облаке поднятой при уборке пыли.

Ее щенята, как и большинство близнецов, совершенно неразлучны, но различить их совсем нетрудно — и наружность, и характеры у них разные. Соус гораздо смелее — он первый кидается приветствовать каждую гиену, первый проявляет любопытство к любому зверю или птице, появившимся вблизи норы. И куда бы ни пошел Соус, за ним увязывается Пикуль, и что бы Соус ни делал, Пикуль ему подражает. Так что близнецы представляют собой внушительную пару — во всякой щенячьей склоке они всегда заодно. Даже взрослые гиены зачастую обращаются в бегство, трусливо поджав хвосты, когда близнецы, воинственно ощетинившись, разом бросаются в атаку.

Старый самец Нельсон слеп на правый глаз, уши его порваны в клочья в результате многочисленных сражений за еду и за самок — ему выпало на долю не особенно высокое общественное положение. Ходит он, держа шею как-то скованно и немного скособочившись, чтобы здоровый глаз смотрел прямо вперед. А потому частенько спотыкается о кочки или разные неровности на земле.

Но легче всего узнать Нельсона по голосу. Тем, кто ни разу не слышал дикого гулкого «ууу-хуу» гиены, трудно представить себе, что это такое. Каждое «ууу-хуу» входит составной частью в серию из десяти и более воплей — они начинаются высоко и громко, а кончаются низким, однозвучным «ууу». Этот зов, из всего фантастического набора звуков, доступных гиенам, слышится чаще всего и, главным образом, служит средством

Леди Астор, подруга предводительницы...

установления контакта между рассеявшимися членами клана. Несомненно, гиены узнают друг друга по зову — даже я могу отличить многих из них только по голосу. У Нельсона довольно чистый баритон. Кажется, он сам любит себя послушать и нередко тихонько подвывает на ходу — должно быть, просто «ууу-хукает» себе под нос.

До недавних пор о привычках гиен было известно совсем немного. Большинство людей воображают себе трусливого нахлебника, который живет остатками с львиного стола или прочей падалью, порой закусывая башмаком, уворованным у спящего путешественника. Кое-кто из старых натуралистов отмечал, что гиены иногда выходят на охоту всей стаей, но на эту особенность их поведения по большей части не обращали внимания, пока о ней не сообщил во всеуслышание доктор Ханс Круук, молодой ученый, работающий в научно-исследовательском институте Серенгети.

Именно тщательные наблюдения Ханса показали, что гиены объединяются в сообщества, которые он назвал кланами, и в такой клан может входить любое количество гиен — до сотни особей. Он определил, что кратер Нгоронгоро разделен на восемь отдельных территорий, и каждый клан регулярно патрулирует свои зоны, отмечая их через определенные интервалы выделениями пахучих желез.

С вершины гребня Когтистых скал открывается вид на все территориальные охотничьи угодья клана, занимающие около шести квадратных миль. Они тянутся с милю по ровной степи, а по левую сторону холма клану Когтистых скал принадлежит еще

74