Вокруг света 1980-08, страница 64

Вокруг света 1980-08, страница 64

I

РАК-РАЦИОНАЛИЗАТОР

Всем известен рак-отшельник — обитатель морских прибрежных вод. Есть и сухопутные раки, они занимают свою экологическую нишу на побережьях. И те и другие таскают свой дом — раковину — на себе. Но здесь существует одна проблема. Рак-отшельник растет, и рано или поздно раковина становится ему тесна. Что делать? Переселяться в новое жилье. Рак отыскивает подходящую раковину и старается выгнать оттуда меньшего собрата, занимающего дом «не по росту». Ничего не поделаешь: в мире отшельников идет конкуренция, поэтому за место под солнцем, точнее под водой, надо бороться. На нашей фотографии весьма предприимчивый рак-отшельник. Своим жильем он избрал цоколь электролампочки, по воле случая оказавшейся на дне моря. Дом, может быть, и непривычный, зато металлический, в духе технического прогресса. Жаль только, что не вечный. Ведь подрастет рак еще немного, цоколь лампочки станет ему мал, и придется снова решать проблему дома.

БОНГИТО

Сотни лет строят венесуэльские индейцы-макиритари такие лодки — бонгито. И это не случайно. Жизнь индейцев без лодок была бы попросту немыслимой. Селятся они по берегам Ориноко, так что водные средства передвижения — предмет первой жизненной необходимости. Постройка бонгито на первый взгляд проста, но здесь есть свои каноны мастерства. Надо найти подходящее дерево, свалить его, вытесать из ствола «цельнодеревянный» корпус лодки, а затем обжечь его — «закалить» древесину. Может быть, такая лодка несколько тяжеловата, но остойчивость ее заслуживает высшей похвалы. В дальний путь пускаются макиритари на бонгито: сначала вверх по Ориноко от города Пуэрто-Аякучо до реки Касикьяре — это 700 километров, а затем по Касикьяре до Сан-Карлоса — еще 300 километров. Извечный тысячекилометровый торговый путь, а проделывают его индейцы на простых деревянных лодках — бонгито.

ГОРШОК ИЗ ТЫКВЫ

В южной части Сахары — в области, именуемой Сахель, — обитает народность пёль. Дважды в неделю пустыня оживает: пёль собираются в оазисах на базары. Порой для этого приходится проделать путь пешком в 60—80 километров. А на базаре можно купить меру проса, мыло, прочие необходимые товары. И вот такие разукрашенные тыквы. С давних времен пёль славятся искусством, если так можно выразиться, «резьбы по тыкве». Содержимое плода извлекают, готовят из него различные кушанья, оболочку высушивают, а потом острым ножом наносят на поверхности узоры. В итоге получаются сосуды для жидкостей, легкие и изящные.

ПОСЛЕДНЕМУ ТОЖЕ НЕЛЕГКО

В велогонке «Тур де Франс» ведется борьба не только за первое," но и за последнее место, так что призы получают и первый пришедший к финишу, и второй, и третий, и... первый от конца. Утешительная награда носит название «Красный фонарь». В прошлом году француз Бер-нар Инне не встретил особых затруднений в борьбе за лидерство, а вот его соотечественнику Филиппу Тесньо, оставшемуся последним, завоевать приз так и не удалось. Решив для большей гарантии увеличить разрыв между собой и предпоследним гонщиком австрийцем Шенбахе-ром, на 21-м этапе Тесньо сознательно не прилагал усилий на дистанции 50 километров — и перестарался. Француз не уложился в лимит времени, предусмотренный правилами, за что и был дисквалифицирован Так что «Красный фонарь» на финише в Париже достался все-таки Шенбахеру

ЛОШАДИНЫЙ КУРОРТ

Солнечные приморские пляжи и лошади — понятия малосовместимые. Однако, оказывается, загар четвероногим тоже нужен. Как выяснили английские ученые, животные, подвергшиеся ультрафиолетовому облучению, лучше чувствуют себя, меньше болеют анемией, быстрее излечиваются от ран и чаще приносят потомство. Но поскольку в Англии солнечных дней бывает не так много, то на коневодческом заводе в Беркшире построили специальный солярий с кварцевыми лампами, где лошади, как самые настоящие пляжники. принимают «солнечные» ванны. И это им очень нравится!

ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ МЭРИ

Кто не знает Мэри Поппинс, героиню детских книжек, чудесную няньку, умеющую творить чудеса и летать с зонтиком по небу? Работники парка Уолта Диснея во Флориде — одного из «Диснейлендов» США — решили увековечить этот образ, а в качестве «строительного материала» избрали... живое дерево. Три года потребовалось, чтобы придать дереву нужную форму, да еще приходится постоянно подрезать ветви, чтобы знаменитая няня — хотя она и склонна к чудесам — не меняла свой облик слишком уж сильно. И теперь посетители парка в любое время года могут любоваться Мэри Поппинс, никогда не стареющей, с непременным зонтиком в руке и вечнозеленой.