Вокруг света 1980-09, страница 62АЛЕКСАНДР МИЛОВСКИЙ фото автора GOJIHIIE на ПАШАЛЫК—у~ж елезный прут калился в пе-Ш Ш чи, наливаясь малиновым w—J—LJ цветом. Ионас щипцами вынул его из пекла и опустил на наковальню. Молот он перехватил правой рукой примерно посередине рукояти и с размаху бросил его на прут. Наковальня, инструменты вокруг отозвались железным лязгом. Кузнец поднимал и опускал свое орудие, по ворачивая прут левой рукой, и вскоре расплющенный конец металлического стержня обрел форму листа... Садовод и агроном по профессии, Ионас Пранинскас, став кузнецом и народным мастером, остался верен любви к природе. Десять лет упорного труда сделали свое дело — художник может теперь выковать в металле те же нежные лепестки, что были у выращенных им когда-то роз. В детстве, прошедшем в Кедайн-ском районе, Ионас помогал в кузнице, сам ковал подковы, оси для телег, сельский инвентарь. Спустя сорок с лишним лет, когда понял, что должен заставить металл перенять образы, рождавшиеся в его сознании, руки вспомнили давний навык. Поначалу в примитивной кузнице, устроенной в старом гараже, а теперь, вот уже несколько лет, в построенном своими руками доме-мастерской на окраине Вильнюса — тереме из сказки — работает Ионас Пранинскас. На его наковальне рождаются подсвечники, оправы для зеркал и «солнышки», так называют в Литве ажурные железные навер-шия — народную архитектуру малых форм. «Солнышки» — потому что главный мотив их всегда дневное светило. Часто ему сопутствуют луна, звезды, фигуры геометрического или растительного орнамента. Неистощимая фантазия народных мастеров-кузнецов создавала бесконечное разнообразие «солнышек», украшавших придорожные деревянные ритуальные столбы, часовни, костелы. Ставить у дороги высокие, покрытые замысловатой резьбой деревянные столбы здесь было принято с древнейших языческих времен: родился человек — поставь столб, умер человек — тоже поставь; столбы эти продолжают еще более древний литовский обычай — делать деревянные надгробные доски в форме жи-ьотных, птиц, небесных тел. На Курш-ской косе, в Неринге, где река времени течет медленнее и не смывает на своем пути этнографические раритеты, до сих пор сохранился обычай ставить подобные доски. Первое кованое «солнышко» взошло в Литве приблизительно в конце XVIII века, положив начало уникальному виду народного искусства, в котором христианская символика нашла столь изысканное декоративное воплощение в... языческих образах! Ведь и небесные светила, и святые рощи, и ужи — символы плодородия, украшающие «солнышки», — все это отголоски пантеистических культов далекого прошлого. Но не только знаком памяти об ушедших стало кованое «солнышко». Это в то же время и гимн жизни, солнцу, природе. Прощание — угадывающийся в форме «солнышка» крест, а символ плодоношения —
|