Вокруг света 1981-06, страница 45слова и даже сюжет, приспосабливали их к своей жизни, укладу, настроению. Они как бы становились соавторами поэта» Поиск народных вариантов книжной поэзии увлекателен, а установление подлинного авторства требует немалых трудов, обширных знаний, интуиции. Некоторые рассказы Петра Антоновича Макиенко я предлагаю читателю, стараюсь при этом передать их так, как услышал. «В ДОЛИНЕ ДОЛГИХ СТАНОВ» — Так вы по фольклору, говорите? — переспросил у меня председатель сельсовета. Он вопросительно и с тенью недоверия смотрел мне в глаза. — Вот гляжу на вас: мужчина представительный, видный, а такой, извините, чепухой занимаетесь. Неужели мало других специальностей? Иван Федорович был местным жителем, курунзулайским, хорошо знал историю своего села и края. Он гордился родной Даурией. Даурские степи, даурские сопки, даурская тайга то и дело мелькали в его рассказах о Приаргунье. Особенно запомнилось, с каким пылом говорил Иван Федорович о местных целебных источниках. — Болото, понимаете, обыкновенное болото! Трясина топкая, волнами под тобой ходит, а ты от нее вперебежку. И вот он — родничок, фонтанчик! То подпрыгивает, то разливается. И, кажется, небольшой, а вечный! Силы в нем много. Старики рассказывают, что забайкальцы на род крепкий от «криштальных ключей». О них даже легенды складывают. Такую, например, доводилось слышать? Белый атаман Семенов приказал взять на учет все даурские источники и начинить их отравой. Полезли белобандиты по болотам, да там и остались. Захлестнули их фонтаны даурские. Тогда атаман приказал перерезать жилы «криштальным ключам». И тут дело не вышло. Перекопают одну жилу, а ключ разветвляется на несколько фонтанов, которые бьют пуще прежнего. Ни с чем остался белый атаман. — Ну вот и фольклор! — обрадовался я.— Да еще из уст председа теля сельсовета. Такое случается нечасто. — Да какой это фольклор! — махнул он рукой.— Так, байки... Хотите, с нашими старичками познакомлю? Таких небось нигде не встречали. Село Курунзулай старинное. Его окружают таежные сопки и пади. Десяткам поколений курунзулайцев приходилось видеть и разгулы дикой конницы, и караваны торговцев, что шли через село из Китая в Нерчинск Нерчинская дорога была свидетелем каторжных песен, бряцанья кандалов и сабельного звона боев за Советскую власть. — Вот мы и пришли,— сказал Иван Федорович.— Тут живет старый кавалерийский рубака, лично знавший Сергея Лазо. Посреди двора, обнесенного жердяной изгородью, стоял хозяин — Иван Павлович Миронов, коренастый, с загорелым лицом, в темном картузе, надвинутом на брови. — Ну че стоим? В ногах правды нет,— сказал он. Вскоре пришел его друг — односельчанин Петр Иванович Уваровский. Они рассказывали о том, как в годы гражданской войны, невдалеке от пади Алтагачан, построили землянки, собрали оружие и партизанили. Рассказ продолжила песня: Из пади Алтагачана, из коммуны лесовой Подъезжал к Курунзулаю взвод разведки боевой. Засвистели пули градом — грохот выстрелов, гранат. Уничтожили на месте весь семеновский отряд... Около тридцати песен было записано на магнитофон, когда зазвучала вдруг та, которую, казалось, я искал всю жизнь. Запевал тенорком Петр Иванович Уваровский. Он пел задумчиво и, казалось, видел себя в песне: 43 |