Вокруг света 1981-09, страница 61

Вокруг света 1981-09, страница 61

с этим районом? — спросила Мария-Тереза.

Вот именно! До недавнего времени это была совершенно изолированная часть острова. Недаром население Гран-Тьерра отличается от прочих кубинцев: люди там светловолосы и голубоглазы,— продолжал удивлять нас своей осведомленностью Роберто.— Дело в том, что большое влияние на местных жителей оказали гаитяне. Спасаясь от репрессий правительства, они бежали из своей страны на Кубу и оседали в самой ее восточной части — в Гран-Тьерра. А их предки — выходцы из северных районов Франции. Вот это и определило гакой непохожий на остальных кубинцев внешний облик.

Я размышлял над рассказом Роберто и вспоминал, что мне уже приходилось слышать о некоторых особенностях это: го отдаленного и труднодоступного горного района. Географическая изоляция определила не только этнографические, но и природные особенности. Там свой климат, в котором выделяется не один влажный сезон, как на остальной части острова, а два, там дуют ничем не сдерживаемые восточные ветры, и совершенно особенный животный мир и ландшафт. Действительно, если уж где и суждено появиться необыкновенному существу вроде нашей виборы, то лучшего места, чем горное плато Гран-Тьерра, придумать трудно.

После некоторых сомнений, подстегиваемые настойчивостью Роберто, мы решили отказаться от более надежного, но менее интересного способа проникнуть в Гран-Тьерра по воздуху и положиться на автомобиль.

Уже после того, как решение было принято, все вдруг заметили: рядом со своими смуглолицыми и черноглазыми коллегами Роберто выделялся светлыми зеленоватыми глазами и мягкими русыми волосами...

В пять часов утра наш ярко-красный вездеход, нагруженный всевозможным экспедиционным оборудованием — нехитрой снастью для отлова животных, различными ящиками, коробками, банками со спиртом и формалином,— уже стоял у здания университета.

Около машины возился шофер Фло-ран — здоровый добродушный парень.

Первое время шоссе весело петляло среди низких холмов, поросших чахлым кустарником и кое-где рощами королевских пальм. Затем, оставив позади Гуантанамо, дорога пошла вдоль берега моря. Слева в поросли кустистых кактусов опунций и похожих на свечи цереусов потянулась стена известняковых отрогов. И без того скудная расти

тельность временами пропадала вовсе — мы ехали по одному из самых засушливых районов Кубы. Утомленное однообразием пейзажа внимание ослабилось, мысли вновь вернулись к ви-боре.

Я вспоминал противоречивые рассказы о ней. Что это за штука? Как отделить вымысел от действительности? Ведь ни одного конкретного человека, пострадавшего от виборы, никто из рассказчиков вспомнить так и не смог.

— Возможно, крестьяне принимают за ядовитых змей роющих безногих ящериц амфисбен? — предположила Мария-Тереза.— Ведь они тоже ползают как змеи, изгибая тело из стороны в сторону.

Еще перед поездкой я специально обратился с этим вопросом к кубинскому герпетологу Елене Ибарра. Она считала, что за вибору принимают не больших змеек, относящихся к семейству слепунов. У них на конце хвоста есть, загнутый шип, на который те опираются при перемещении в почве. Не он ли наводит страх на местных жителей? А ведь как амфисбены, так и слепозмейки абсолютно безобидны и нисколько не подходят для роли смертельно ядовитой виборы.

Вскоре наш вездеход, не сбавляя скорости, сделал вираж и въехал на знаменитую фаролу — превосходное горное шоссе, построенное в- послереволюционные годы для связи Баракоа с

Среди колючих кустарников торчат свечи кактусов-цереусов.

южным побережьем На смену колючим кустарникам и кактусам пришла пышная тропическая растительность. Деревья в бахроме свисающих эпифитов стеной обступили шоссе, наполняя каждый крутой поворот ощущением неожиданности. Чем выше мы взбирались в горы, тем более прозрачными становились рощи. Наконец королевские пальмы и иные вечнозеленые деревья полностью уступили место сосновому лесу.

На вершине горного хребта, разделяющего восточное и южное побережья, мы остановились и за чашкой кофе полюбовались простирающейся вокруг до самого горизонта морской гладью с плывущим на востоке силуэтом Гаити. Дорога дальше шла прямо в Баракоа, а наш путь лежал направо, где за грядами параллельных хребтов и находилась цель нашего путешествия столица горного края Асунсьон.

Едва свернув с шоссе, мы немедленно ощутили, что проникаем в мир, сильно отличающийся от того, в котором были до сих пор. Если раньше мчались по благоустроенной автостраде со скоростью более ста километров в час, то здесь вместо нее среди густого кустарника лишь угадывалась полоска красного грунта, размытая тропическими

59

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Кое шоссе
  2. Деревья обступающие вас со всех сторон

Близкие к этой страницы