Вокруг света 1981-10, страница 62

Вокруг света 1981-10, страница 62

Несколько наших вождей, в том числе и мой отец, отправились в Канаду с трубкой мира. Было условлено, что если Неистовая Лошадь примет трубку мира, то правительство САСШ сейчас же назначит его верховным вождем всей Дакоты и его повезут в Вашингтон, чтобы представить президенту...

Неистовая Лошадь принял трубку мира и вернулся на родину... Но вместо всех почестей его убили.

В заговоре бледнолицых приняли участие два предателя из индейских вождей — Красное Облако и Крапчатый Хвост».

Тасанке Уитке был убит через год после битвы у Литл-Биг-Хорна в помещении гауптвахты форта Робинзон, куда был приглашен для мирных переговоров.

Нет нужды много говорить здесь о трагедии индейского народа Северной Америки — об этом написаны статьи, книги, сняты кинофильмы. Достаточно нескольких цитат из журнала «Вокруг света» прошлого века, и тогда голос честных русских журналистов уже яростно обличал американскую цивилизацию, несущую смерть индейцам.

Например, строки из подшивки журнала за 1886 год:

«Англичане и в особенности янки не церемонились с краснокожими и истребляли их тысячами, как диких

зверей. К европейцам присоединились эпидемические болезни и внутренние раздоры, которые мало-помалу почти истребили это некогда многочисленное и могучее племя...

Небольшое количество краснокожих из племен Сиу, Кри, Черноно-гих, Гурон-Ирокезов и Желтых Ножей кочует теперь в Канаде, охотясь в лесах за пушными зверями и занимаясь рыбной ловлей около озер. Число их не превышает 56 тысяч».

А пятью годами позже журнал писал:

«Англосаксонская раса вообще относится очень жестоко к тем племенам, территорию которых завоевывает. Во всех английских колониях быстро истребляется и вымирает туземный элемент. Североамериканские янки унаследовали от своих англосаксонских предков эту жестокую черту и без всякой жалости относятся к индейцам, коренным автохтонам Америки.

Медно-красное племя не без кровавой борьбы уступило белым свои земли, и отголоски этой борьбы дают себя знать до сих пор В Америке даже в последнее время нет-нет да случаются среди индейцев вспышки ненависти к пришельцам.

Американские дельцы и гешефтс-махеры бессовестно эксплуатируют невежественных индейцев и выжимают из них все соки...»

60

Битва у Литл-Биг-Хорна. Картина из собрания Исторического общества, Нью-Йорк.

До 1876 года племена сиу еще уживались с бледнолицыми. Был даже подписан договор, гласивший: «До тех пор, пока текут реки, растет трава и зеленеют деревья, Черные горы во все времена и на веки вечные останутся священными землями Индейцев».

Но Блэк-хилс — Черные горы Южной Дакоты — оказались золотосодержащим районом. Тысячи алчных пришельцев ринулись туда столбить участки, мыть золото, богатеть. О договоре поспешно забыли. Индейцев согнали с земли. И тогда пришло время Литл-Биг-Хорна.

Миновали годы. В Черных горах помимо золота нашли сподумен — руду, содержащую литий. Район Блэк-хилс обрел стратегическое значение. И о договоре, заключенном когда-то с индейцами сиу, о славной победной битве Неистовой Лошади мало уже кто помнил до тех пор, пока в 1948 году племянник Тасанке Уитке, вождь Генри Стоящий Медведь не обратился к малоизвестному сорокалетнему скульптору К. Зюлковски с просьбой изваять памятник Неистовой Лошади. «Мы хотим, чтобы белый человек знал,— заявил он,— что и у индейцев были свои герои».

— Когда я впервые появился в Черных горах,— вспоминает Корчак Зюлковски,— у меня в кармане было всего несколько долларов. Ни одна фирма, ни одна какая-либо мощная организация меня не поддерживали. Надежда была на помощь индейцев. И они обеспечили меня на первых порах всем необходимым: деньгами, инструментами. Помогают и по сей день. Я сразу принял предложение Стоящего Медведя. Сиу заслужили свой памятник. С самого начала я решил, что по величине он не должен иметь себе равных, как среди всех индейских вождей не было равного по величию Неистовой Лошади.

Памятник решено было высечь из цельной скалы в Черных горах, носившей название Тандерхед — Грозовая Туча. В июле 1948 года Стоящий Медведь торжественно произвел там первый взрыв динамита. И с тех пор — вот уже 33 года — Корчак Зюлковски работает над колоссальной скульптурой, посвятив ей всю свою жизнь. Фигура, ныне уже почти готовая, изображает Тасанке Уитке на боевом жеребце. Волосы вождя развеваются по ветру, а вытянутая рука указывает в сторону земель, некогда принадлежавших племени. Народ сиу борется за эти земли по сей день. В прошлом году Верховный суд США признал наконец, что родные края индейцев отобрали у них действительно обманом, и присудил им компенсацию в размере 70 миллионов долларов. Это было самое большое денеж