Вокруг света 1981-10, страница 64

Вокруг света 1981-10, страница 64

-'Jr-— *

пщт C(itf Ш *

ЛАНДЫ И ЛАНДЦЫ

Кто несколько знаком с этнографией Европы, тот знает, что не нужно ездить в отдаленные части света, чтобы наблюдать оригинальные народные нравы и видеть особые костюмы. Вот, например, на приложенном рисунке представлена причудливая пара, которая расхаживает на предлинных ходулях. Это пастухи в гасконских ландах. Ландами называются обширные сухие неразработанные равнины юго-западной Франции, ограниченные морским берегом, у подошвы Пиренеев, и занимающие 150 кв. географических миль...

Что касается до поразительного обычая пастухов расхаживать на ходулях, то он почти необходим, и к нему подало повод свойство почвы. Действительно, на равнине находится множество луж глубиной в несколько футов, по которым невозможно пройти без ходулей. Сверх того в кустарнике пастуху легче обозревать свое стадо с высоких подставок. Са^ые ходули снабжены стремеобразной дощечкой, на которую опирается нога. Ходуля прикреплена к боковой части голени таким образом, что нисколько не стесняет движения коленей. Чтобы предотвратить слишком глубокое погружение ходулей и быстрое их стирание о камни, на концы надеты круглые кости. С помощью такого удлинения ног, употребляемого жителями обоего пола, ландцы проходят по равнине с быстротой, изумляющей чужеземца. Без особого напряжения они обгоняют лошадь, бегущую рысью или даже вскачь.

1865 г.

СЕРВАЛ

Сервал, или кустарная кошка, принадлежит к просто пятнистым или крапчатым кошкам с круглыми зрачками, как у более крупных видов вообще. Величиной он почти с лисицу. Длина его тела не превышает трех футов, длина его только до пят доходящего хвоста один фут. Большие заостренные уши и короткий хвост напоминают рысь. Мех сервала густой, длинный и несколько растрепанный...

Область распространения сервала довольно обширна и простирается почти по всей южной Африке от Мозамбикского берега до Сиэрра Леоне. На мысе Доброй Надежды прежде он попадался очень часто, и ежегодно шло в Европу множество шкурок в качестве «тигровой кошки». Близ Капштадта сервал давно уже истреблен.

1866 г.

О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯХ

Удовольствие, доставляемое нам растениями в саду, комнате или оранжерее, часто несовершенно от трех обстоятельств: вследствие незнания семейства, к которому оно принадлежит, от неведения отечества и условий, при которых оно растет, и, наконец, от незнания его истории. В самом деле, существует особенная история цветов, хотя доныне и малоизвестная. Есть целый класс людей, который действует без всякого шума, доставляя торговле и науке большую пользу. Мы говорим о путешествующих естествоиспытателях, которые с величайшим терпением исследуют отдельные страны, открывают ботанические сокровища и доставляют своими изысканиями пользу. Они обратили наши сады и теплицы в собрание самого прекрасного на земле. Многие из них пожертвовали при своих путешествиях здоровьем и даже жизнью. (На раскрашенном рисунке, гравированном на меди,— любитель природы в Бразилии.)

1867 г.

МОРСКОЙ ШЕЛК

Одним из наиболее интересных предметов. которые современная промышленность извлекает из моря для своих целей, есть пряжа, добываемая из раковины Пинно в Средиземном море. Эта раковина обладает свойством испускать прочную шелковую нить, однако не в том роде, как это делают всем известные шелковые черви. В то время, как эти последние делают пряжу только для своей защиты и лишь в известный период своего существования, Пинно пользуется ею постоянно и, кроме того, не прядет пряжу в собственном смысле, а вытягивает нить из особой тестообразной массы, находящейся у >нее в язычной складке. Нить эта настолько тонка и прочна, что может служить превосходной пряжей для всевозможных тканей и доставляет жителям Сицилии богатый материал для обрабатывающей их промышленности. Пучки шелковистых нитей отделяются от раковины, промываются в воде с мылом, просушиваются, расчесываются и прядутся на станке вместе с обыкновенным шелком. Затем пряжу промывают в воде, в которую впущена лимонная кислота, и выглаживают горячим утюгом. Она красивого желто-коричневого цвета с золотистым отливом и идет на выделку всевозможных предметов, вроде: шалей, чулок, перчаток, кошельков...

1890 г.

ЕДИНОБОРСТВО У ГВИАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ

У гвианских индейцев устраиваются в их деревнях праздники, во время которых мужчины пробуют свою силу в очень оригинальном единоборстве. Борцы выходят и становятся в круг, имея в обеих руках щит, похожий на звено большого плетня. Действительно, эти щиты делаются из двух пальмовых жердей, параллельно скрепленных крепкими поперечинами и затем оплетенных гибкими прутьями. Борьба происходит так: два противника выступают друг против друга со щитами и, встретившись, упираются щитом в щит. Мускулы борцов напрягаются; каждый старается свалить другого и накрыть своим щитом; когда наконец один не выдерживает и падает, противник набрасывает на него свой щит и ложится на щит сам, давя побежденного до тех пор, пока тот не лишится чувств. После этого победитель вытаскивает полу-задохшегося побежденного за волосы из-под щита и при громких одобрительных криках зрителей празднует свою победу, выпивая тыквенную чашу какого-нибудь местного хмельного напитка.

1892 г.