Вокруг света 1981-10, страница 65

Вокруг света 1981-10, страница 65

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ «ВОКРУГ СВЕТА»

НОВОМОДНЫЙ СПОРТ

В Бельгии, преимущественно в окрестностях Люттиха, все большие и большие размеры принимает нового рода спорт — состязание петухов в пении. Происходит это состязание обыкновенно так: в каком-нибудь саду ставится подряд масса клеток, заключающих в себе по одному петуху, а пред ними, на расстоянии 11 /3 арш., помещается маркер, записывающий число «ку-ка-ре-ку» каждого петуха, причем победа остается на стороне того из них, который в течение одного часа, назначаемого обыкновенно для состязания, прокричал большее количество раз.

1892 г.

ОБИТАТЕЛИ ДУБА

...На дубе водятся многие насекомые и особенно многие орехотворки. Они особенно замечательны по особого рода наростам, образование которых они обусловливают на различных частях дуба. В совершенно развитом состоянии орехотворки представляют мушек, которые кладут яйца в кору или зачаток листовой почки, продырявив предварительно вещество растения острозубчатым орудием. Наросты, заключающие яйца орехотворок, известны под именем чернильных орешков, и их собирают в значительном количестве в Малой Азии, Сирии и Персии, потому что тамошние орешки гораздо лучше для приготовления чернил и черной краски, нежели получаемые с дубов более умеренных стран. Известно, что чернильные орешки составляют существенную основу всяких чернил и даже тех, которыми писали древние египтяне свои иероглифы на папирусе.

Химический процесс, вследствие которого произведения орехотворок на дубе составляют чернила, очень прост. Чернильные орешки заключают в себе много дубильной кислоты, которая с солью железной закиси разлагается, образуя с железом очень мелко разделенную дубильнокислую соль темного цвета, темнеющую на воздухе от соединения с кислородом. Это простое соединение, однако, неизмеримо важно для человечества. Что бы делали наши поэты, ученые, литераторы и все пишущие с громадным количеством бумаги, типографской краской и всей своей мудростью, если бы крошечные животные не подготовляли им необходимого материала для чернил!

1863 г.

ОМНИБУСЫ В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Рио-де-Жанейро выгодно отличается также своими поездами омнибусов от многих столиц Европы. Три частью конкурирующие, частью пополняющие друг друга предприятия поддерживают правильные сообщения между центром города и его отдаленными предместьями. Экипажи делаются по старой североамериканской системе и везутся в галоп четырьмя мулами. Время отъезда не всегда соблюдается пунктуально, и кондукторы поджидают, когда наполнится карета, но быстрота езды вознаграждает за небольшую потерю времени. Невольники и особы без галстуков не допускаются в карету.

1866 г.

ПОСЛЕДНИЙ ТАСМАНЕЦ

В изумительно короткое время с лица земли исчезло целое племя тасманцев. Газета 'Mercury', издаваемая в Гобарттау-не, сообщает некоторые сведения о последнем тасманце. Между гостями, приглашенными на празднество к губернатору Гобарт-тауна, был также последний представитель своего темнокожего племени, с тремя одно-племенницами-старухами. С того времени, как туземцы Тасмании пришли в соприкосновение с цивилизованными белыми, число их стало быстро уменьшаться, между тем как они сами ничего не выиграли от культуры. Еще в начале нынешнего столетия считались 4.000 или 5.000 туземцев, и немного более чем в полвека они исчезли с земли. Они были люди добродушные, и им пришлось много терпеть от своевольства белых, тем более что Тасмания была колонией для преступников. В 1810 году губернатор Кол лине вынужден был издать закон, запрещающий без крайней нужды стрелять по туземцам и убивать их, но наказание за такие преступления было незначительно, потому что белому, отрезавшему цветному человеку нос, уши или палец, определялось в наказание лишь несколько ударов плетью. В 1815 году, при губернаторе Дерее. жестокости белых процветали: они крали детей туземцев, и положение тасманцев сделалось еще хуже... С 1835 по 1845 год тасманцев перевозили отдельными толпами на Фигиндеровы острова. Но черные привыкли к кочевой жизни и не могли удовлетворять своей наклонности на маленьком острове. Они все перемерли там и исчезли с земли. Европейская цивилизация погубила их.

А 1865 г.

ПРИЧЕСКИ ФИДЖАН

У фиджан весьма замечательна жесткость и густота волос как на голове, так и на бороде. Ни одно племя южного океана не причесывается рачительнее фиджан. Начальник, смотря по своей знатности и богатству, держит при себе от 2 до 12 при-чесывалыциков, которые не смеют заниматься ничем, как только уборкой головы властелина, и даже не подносят себе ко рту пищи, чтобы не запачкать рук, которые должны исполнять столь важное дело. Прическа важного франта требует несколько часов времени ежедневно. Сначала втирают в голову масло, смешанное с черным углем ореха лауди. Затем искусник берет волосную иглу или длинный узкий прут из черепахи, над которым проводит почти каждый волосок, так что он свертывается. Этим способом фиджанин получает прическу, которая имеет нередко два аршина в окружности. После этого берут кусок самой тонкой тапы, легкой, как муслин, складывают складками, которые обвивают вокруг всклокоченных волос, чтобы охранить их от влияния пыли и росы. Это головное украшение, похожее на чалму, называется салой и составляет украшение одних начальников. Если бы простой смертный осмелился нарядиться таким образом, то он поплатился бы за такую дерзость жизнью. В сале обыкновенно воткнута длинная игла из черепахи для царапания головы, потому что пальцем или гребнем невозможно проникнуть сквозь густой лес волос, в котором весело гуляет множество мелких животных. Подобная прическа имеет во всяком случае то преимущество, что защищает голову ее владельца от ударов оружия, потому что даже действие палицы ослабляется этой удивительной фризурою. Головную иглу носят различно, смотря по сану. Только король втыкает ее впереди, ближайшие начальники — сбоку, а более простые — за-ухом, как наши писцы — перья...

1863 г.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

I

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Так ничего не продырив?

Близкие к этой страницы