Вокруг света 1981-11, страница 46

Вокруг света 1981-11, страница 46

сувенирных лавках Швейцарии всегда можно увидеть деревянные статуэтки и мяг-гие игрушки, изображающие добродушных бело-рыжих лохматых псов с подвешенным на шее бочонком. Каждый сразу поймет, что это сенбернары, собаки-спасатели, чья добрая слава достигла апогея в XVII—XIX веках и молва о которых не утихла по сей день.

Перевал Большой Сен-Бернар и монастырь — заоблачная родина сенбернаров — и сейчас производят внушительное впечатление. На высоте 2473 метров среди хаотического нагромождения скал стоят суровые постройки монастыря, основанного невообразимо давно — в 926 году, У его стен, овеваемых ледяными ветрами, блестит мертвым свинцом озеро: лед сковывает его воды 265 дней в году. Здесь прохладно даже в июле. Среднегодовая температура в этих местах — минус 1,33°С, как на южной оконечности острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане.

Для туристов перевал и монастырь открыты лишь в разгар лета. А девять

В. КРАШЕНИННИКОВ

ЧЕТВЕРОНОГИЕ СПАСАТЕЛИ

месяцев в году они отрезаны от мира глубокими снегами.

Осмотр здешних достопримечательностей занимает немного времени. Прекрасная библиотека, небольшой естественноисторический музей, собрание древних монет, в незапамятные времена захороненных или оброненных странниками. Неподалеку высится в одиночестве темный от времени памятник святому Бернару, полулегендарному основателю монастыря.

Через дорогу от монастыря — псарня, где монахи держат сенбернаров — огромных белых псов с рыжими подпалинами. Положив лобастые головы на лапы, они лежат там в чистых деревянных вольерах, безразличные к восторгам умиленных зрителей.

НЕ У ДЕЛ

Монахи августинского ордена, которому принадлежит монастырь, не один век оказывали помощь путникам, застигнутым на перевале стужей и ледяными ветрами.

Наутро после очередного снежного бурана послушники-маронье спускались по тропе, ведущей к швейцарскому городку Бурк-Сен-Пьер, и подбирали замерзающих и заблудившихся в горах. В ту пору о лыжах здесь не знали, и маронье шли по пояс в снегу, ощупывая дорогу длинными посохами. За спиной у каждого был мешок с краюхой хлеба и бутылкой рома — необхо-