Вокруг света 1981-11, страница 55к а— то часто така назва». Возле речушки с этим игрушечным именем и находится один из корпусов завода, цехи которого рассредоточены по всей Опошне. В первую очередь я зашла в экспериментальную лабораторию, где за длинными столами работают лучшие мастера. В этот день в лаборатории лепили глиняные свистульки. Среди тех, кто ловкими движениями создавал пока еще сероватую, но уже готовую к росписи игрушку, были два мастера, чье творчество меня покорило давно,— Александра Федоровна Селюченко и Анастасия Саввична Билик-Пошивай-ло. Все всадники-свистульки были разными. Все всадники были похожими. Древний прообраз кентавра, функциональная логика игрушки-свистульки, гончарная традиция Опошни и своеобразие авторской манеры, которое скажется в движении творящей руки,— из всего этого слагается сила, превращающая раскатанный блин глины в тела наездника и коня, слитые воедино. Веселая непосредственность детского восприятия ощущалась в фигурках всадников на конях с лебедиными шеями. Иногда считают, что непосредственность — синоним грубоватости. Но в опошнянских игрушках грубоватости не было. И, собственно, откуда ей было взяться, если дети начинали лепить свистульки лет с трех? Руки взрослого безошибочны. Легкость абриса, плав- Сцены, снятые на Сорочинской ярмарке. В ярмарочный гам вплетаются и голоса свистулек, сделанных гончарами Опошни... ность изгибов, удлиненность рук всадника, незаметная сначала, а после кажущаяся необходимой; линия чуть откинутой назад спины... Все это не результат расчета, а сочетание вдохновения и опыта. Но возможность следовать вдохновению и доверяться опыту появляется только тогда, когда рука с детства обретает чувство материала... Александра Федоровна Селюченко — из семьи потомственных гончаров. Она не только лепит фигуры, но и расписывает их. Роспись ее лаконична: вот конь весь в желтых, летящих отсветах яблок, сочетающихся в скупом и точном узоре... У всех свистулек разные голоса. Глубина, объем пустого пространства внутри игрушки определяют тональность свистульки. Об этом в Опошне тоже знали давно. Александра Федоровна и Анастасия Саввична рассказывали о петушках, певших когда-то по всему селу. Билик-Пошивайло слепила по моей просьбе такую свистульку. Специальной палочкой с заостренным концом — стекой — на раздвоенной бородке петуха были проведены короткие, почти в точку, линии. Такая же линия появилась на сплошной массе гребня. Стека отметила глаза и клюв, проткнула дырочки для воздуха. Петух запел, точнее, засвистел. Руки Анастасии Саввичны помнили с детства эту каноническую, обобщенную формулу малой пластики Опошни: цельность и простота формы, плавные линии силуэта. Крохотный петушок на конусовидной подставке вид имел гордый, словно сознавал, что в нем заложены все особенности, сделавшие знаменитой работу мастеров Опошни и у нас в стране, и за рубежом. Все, кроме росписи: ее на петушке нет. Когда-то, во время создания в Опошне школы гончаров (это было в конце прошлого века), керамика расписывалась анилиновыми красками. Использовались окись меди, хром, куксин, позже кобальт. В домашних условиях красителем служила яичная скорлупа. До применения росписи ангобами — цветными глинами — мастера пытались выразить свое чувство цвета при помощи черного, красного и зеленого. Считается, что декоративный эффект керамики Опошни создается тем, что рядом всегда кладутся контрастные цвета — например, красный и зеленый, а рядом с ними черный. И глина при этом раскрашивается необожженной. Опошня — удивительный пример промысла, где накрепко переплетаются, сливаются воедино семейные традиции гончарного ремесла. Семьи — или по-украински «родыны» — Селюченко, Биликов, Пошивайло и другие создали совместным творчеством тот единый стиль, благодаря которому прославился этот районный центр Полтавской области. Александра Федоровна рассказывает, что ее родители возили свои изделия на ярмарки. Одна из четырех ярмарок, собиравшихся за год в Полтавской губернии, происходила в Опошне. Была еще и знаменитая Сорочинская, были и другие. Опошнянские гончары ставили свои курени рядом с куренями бондарей, кузнецов, рядом с лавками промышленных товаров. Бродил обязательный для украинских ярмарок цыган с медведем, скрипели возы, кричала привезенная на продажу домашняя живность, ржали кони, и понукали волов крестьяне... И в этот шум органично вплетались голоса опошнянских |