Вокруг света 1981-11, страница 56свистулек. Смещение ярких красок ярмарки живописность украинской природы, стихия пестрой толпы — это та среда, в которой оттачивалось искусство опошнянских мастеров. Когда я спросила Селюченко, насколько изменился круг тем по сравнению с работами родителей Александры Федоровны, она коротко ответила, что раньше знали и лепили лишь то, что видели. Взгляд гончара был ограничен бытом. Только с развитием грамотности, с повсеместным распространением книги пределы узкого круга тем расширились. В этом смысле показателен «Пегас» самой Александры Федоровны. Существует традиционная композиция всадника, традиционная не только для Опошни, но вообще для народной скульптуры. Существует столь же традиционное изображение птицы. Казалось бы, что может быть органичней, чем сочетание всадника и крыльев? Тем не менее до такого сопоставления, столь естественного на первый взгляд, народные мастера прежде не доходили. Здесь дело, конечно, не только в талантливости Александры Федоровны. И не только в том, что ей присущ, как полет Пегасу, полет воображения. Дело еще и в Опошне, в работах ее родителей, которые уже достигли совершенства, изображая всадников и птиц. Может быть, это право династического наследования определило в значительной степени и ту простоту, с которой вышли из рук Селюченко «Пегас» и гоголевские герои, чтобы занять свое место в кругу тем народного творчества Сам путь возникновения гоголевских образов в глине — например, воплощение ловкой Солохи — настолько интересен как показатель эволюции народ ной скульптуры, что не рассказать о нем нельзя. Все началось с древнего сюжета «бабы» как культа плодородия, пришедшего из обрядовых действ в мир'игрушки, да так там и застывшего. Городское влияние превратило «баб» в «барынь», но изменилось только оформление традиционной игрушки. Свойственный игрушке юмор приобрел характер социальной сатиры. «Барыни» эти создаются и до сих пор, только в несколько осовремененном виде. Но фантазия Селюченко придает статичной позе «бабы» динамику. Характерный наклон, традиционно согнутые в локтях, образующие своей линией окружность руки,— поза залихватская, что называется, «руки в боки». Можно сказать и иначе: «Стоит как на базаре». Рядом ставится фигура дьяка — тоже традиционная для народной игрушки, мастера которой не упускали случая кольнуть духовенство. А все вместе — Солоха и дьяк, очень гоголевские, очень смешные, словно жившие именно в Опошне, где в свое время церквей хватало, а уж солох и подавно... У игрушек Анастасии Саввичны Би-лик-Пошивайло линии плавные и протяжные, как изгибы холмов над речками Полтавщины. В ее работах видишь — как прозрением — единый мир природы. Всех этих петухов, баранчиков, женщин с баранчиками, веселых и расписных, объединяет общее ощущение праздничности. Что-то идиллическое есть в конструктивной архаике игрушек Анастасии Саввичны, пришедшее от основ понимания своего ремесла,— не просто быть полезным, но еще радовать. Технику создания своих игрушек Анастасия Саввична прокомментиро вала по ходу дела, в процессе лепки всадника: «Берем кусок глины и начинаем вытягивать... Голову, руки... все». Так просто, что совершенно непонятно, почему все-таки пластика Опошни остается своеобразным и совершенным по мастерству явлением народного творчества. Или именно потому, что такая простота—результат работы поколений? Ведь в Опошне мужским делом издавна было вращение гончарного круга; женщины кистью— квачом— и пером курицы или дятла — мальовкой — расписывали изделия, лепили «барынь», зверей, птиц; де*Уи мастерили свистульки... Все это было неотъемлемой частью жизни украинского народа, его быта и веселья Приключения на Сорочинской ярмарке гоголевского Черевика, надевшего вместо шапки горшок на голову и необыкновенно развеселившего толпу,— это тоже история Опошни. Ассоциативность мышления современного народного мастера возрождает для нас крылатого коня вдохновения — Пегаса. Это, как и желание видеть мир ярким и радостным, сегодняшний день Опошни. ...Чтобы попасть сюда, надо проехать сорок пять километров от Полтавы — преодолеть столько же километров, сколько — по странной случайности — набегают именно за один рабочий день вращения гончарного круга. Вращения не мотором, а ногами, как вращали его старые мастера, от которых пошли династии керамистов Опошни и с легкой руки которых начался веселый праздник, звенящий голосами расписных опошнянских свистулек. О п о ш н я, Полтавская область itи
|