Вокруг света 1982-03, страница 66Л I А. П Л О Н С К И Й, доктор технических наук ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИТРУВИЯ — Как вам это удалось? — спросил Леверрье восхищенно.— Витрувий словно живой. — Он и есть живой,— ответил Милютин. — Чепуха! Не верю ни в библейские легенды, ни в сказки о живой воде! — Вовсе не обязательно верить. Но допускать возможность даже ничтожно маловероятного события — необходимо! — Значит, все-таки воскрешение из Гмертвых... Рассказывайте! — потребовал Леверрье. — Вы будете разочарованы, Луи. Все очень просто. Я давно подумывал о реконструкции личности. Даже пробовал кое-что. Но не получалось, пока не вспомнил метод восстановления лица по черепу, разработанный еще в середине двадцатого века. Тогда удалось создать очень точные скульптурные портреты многих исторических деятелей — Ивана Грозного, Тимура, Улугбека... И вот я задумался: творческая личность оставляет после себя книги, статьи, мемуары. Добавим воспоминания современников, документы. Нельзя ли, приняв все это за исходные данные, восстановить саму личность? — Послушайте, Милютин, но это еще не означает... — Моей правоты? Верно. Поэтому я провел контрольный тест. — На ком? — На себе. — Как? — вскричал Леверрье.— Вы решились восстановить... нет, продублировать собственную личность? И где же этот... человек? — Перед вами. — А тот... первый... настоящий? Ох, простите, что я говорю... — Видите ли, два Милютина — слишком много... — И кто же из вас принял решение? — Да уж, конечно, не я, а Милю-тин-1. Впрочем, какая разница! Сейчас мне кажется, что его вовсе не существовало. Был и остаюсь я. — Вы отчаянны, Милютин... — Ну полно... Да, мне было страшно. По-настоящему страшно, а ведь я не трус, вы знаете. И все же... Вот в давние времена исследователи не останав ливались перед тем, чтобы привить себе чуму,— это, вероятно, еще страшнее! Леверрье овладел собой. — А достаточно ли информации, чтобы реконструировать личность человека, жившего в отдаленном прошлом? Ведь даже портрет Витрувия не сохранился! — В старину графологи по почерку определяли характер человека. Потом это сочли шарлатанством, и зря. Оказывается, между строками, пусть даже печатными, прячется Монблан информации. Стилистические особенности, строй мышления, даже частота повторения той или иной буквы многое говорят о человеке. Вспомните хрестоматийный пример. В течение столетий спорили о том, создал ли Гомер «Илиаду» и «Одиссею», или только скомпоновал фольклорные материалы. Разрешить спор смог лишь компьютер: проанализировав текст, он установил, что оба произведения от начала до конца принадлежат одному и тому же автору. — Но этого недостаточно... — Сегодня мы знаем о Гомере почти все, хотя источник информации прежний — «Илиада» и «Одиссея». Леверрье продолжал упорствовать: — Значит, компьютер многое домысливает? — Безусловно,— согласился Милютин,— но с высокой степенью вероятности, не ниже 0,995. Все, что менее вероятно, в расчет не принимается. — Вот видите,— торжествующе сказал Леверрье.— Значит, некоторые аспекты личности утрачиваются. Допустим, событие произошло, а вы его игнорируете. — Но сам человек тоже не все знает и не все помнит о себе. В шестьдесят лет он не тот, что в двадцать... Каждый из нас лишь моделирует свою личность. Поэтому можете считать не только Витрувия и Милютина, но и себя всего лишь моделями. — Ну это уж слишком...— начал было Леверрье и вдруг нахмурился.— Сейчас вы, наверное, скажете: «Машинное время дорого, пора выключать...» — Э нет! — рассмеялся Милютин.— Великий архитектор возвращен человечеству. Навсегда! СОЛОМИНА НЕ СЛОМАЕТСЯ... В Лаосе любят плетеную утварь и самые разнообразные вещи плетут из всего, что есть под руками: из тростника и пальмовых листьев, из лозы и коры деревьев, из кожицы или расщепленных стеблей бамбука. Люди народности лао-лум — лао долинные — больше всего ценят рисовую солому. Может быть, потому, что выращивают в этих местах лучший сорт риса — клейкий, а у него очень белая солома, самая прочная и гибкая. Когда рис вызревает, собирают урожай — колосья с зернами. Срезают их высоко, а стебли оставляют в поле — до поры до времени. Когда они выстоятся, вся семья выходит в поле резать рисовую солому. Ею кроют крыши хижин, делают из нее подстилки для скота и, конечно же, плетут все, что пригодится в крестьянском хозяйстве. Но перед этим солому надо тщательно обработать. Сначала ее несколько дней вымачивают в воде, затем, когда стебли хорошенько разбухнут, их расплющивают, раскатывая бамбуковой палкой. Плоские мокрые соломинки кладут тонким слоем на просушку где-нибудь в тени, чтобы они равномерно сохли, не коробились. Потом высохшие соломинки сортируют по длине и эластичности. В этой кропотливой работе мастерицам помогают дети, без них дело затянулось бы до сбора следующего урожая риса. Красят солому только хозяйки: у каждой свои секреты, каждая знает, из каких растений, из какой кожуры получают тот или иной цвет или оттенок. Из рисовой соломы плетут циновки и покрывала для постели, корзинки для хранения сваренного впрок риса и корзинки-меры, чтобы развешивать зерно, делают шляпы. Скользит между проворными пальцами шелковистая соломенная косица, завиваясь в кольца на коленях. Из косиц потом сшивают шляпы — красивые, широкополые, с яркими синими, красными и желтыми полосами, удобные, легкие и при этом очень прочные. Ведь у клейкого риса солома тонкая и крепкая. Недаром у лаосцев есть поговорка: «Буйвол поскользнется, ученый ошибется, а соломина согнется, но не сломается». Н. БАРАТОВА В номере использованы фотографии из журналов: «Нэшнл джиогрэфик» (США) и фотохроники ТАСС. Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5-а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10. © «Вокруг света», 1982 г. Сдано в набор 30.12.81. Подп. к печ. 17.02.82. А02146. Формат 84хЮ8716. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,5. Тираж 2 750 000 экз. Заказ 2119. Цена 80 (коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ_«Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30. Сущевская, 21. 64
|