Вокруг света 1982-08, страница 59

Вокруг света 1982-08, страница 59

ЕДИНСТВЕННЫЕ КЕЛЬ-КУММЕР

Нас принимают как дорогих гостей. Туареги раскатали ковер, подсунули под локти подушки и занялись приготовлением трех перемен чая. Угощение гостя — святое дело в пустыне. В каждом стойбище, где мы останавливались, резали овцу. Обычно же туареги питаются весьма скромно: едят ишибан — дикую траву, растущую возле колодцев. Или же просо, которое выменивают у оседлых жителей оазисов за овец. Еще в пищу идет верблюжье молоко.

Кель-куммер не едят ничего, что ползает, плавает или летает,— такова традиция племени. Цесарок, тяжело летающих дроф, страусов (и даже их яйца) они не трогают. Племя кочует от источника до источника, большую часть года полувысохшего.

Люди эти рождаются среди песка пустыни и знают, что каждый из них однажды уйдет в песок, в заваленную камнями могилу. Тут живут неторопливо, от чаепития к чаепитию, от утренней молитвы до вечерней.

Каждый хорошо знает свои обязанности. Чернокожие слуги таскают топливо, воду, готовят еду. Главы семей определяют маршрут. А верховодя! женщины. Они никогда не носили чадры, держатся свободно и гордо.

Браки в племени кель-куммер заключают по строгим правилам, любовь во внимание не принимают. Здесь не знают многоженства, свято хранят супружескую верность. В конце концов от этого зависит существование племени. Мужчины всегда берут себе жен из дочерей братьев своей матери. Или же — в крайнем случае — из дочерей ее сестер. Такое — матрилинейное — правило сделало из племени кель-куммер генетически замкнутое общество, подлинную экспериментальную лабораторию человеческого рода. Вот почему Андре Шавантре так долго работает здесь. Для него это больше, чем путешествие во славу науки, это — история любви к пустыне и ее людям.

В восемнадцать лет — в 1958 году — Шавантре впервые попал в Мали. Через два года он вернулся во Францию, переполненный впечатлениями. И чтобы изучить туарегское племя кель-куммер с научной точки зрения, поступил в университет.

В 1968 году Шавантре снова в Мали, теперь — с дипломом этнографа и антрополога. Приехал он от Национального центра научных исследований. В Мали он взялся за составление генеалогии кель-куммер.

— Вначале ему было трудно,— говорит мне Могхайата.— Наши обычаи запрещают произносить имена умер-

Хозяин пустыни закутан с ног до головы.

ших. Но Андре здесь доверяют и любят, для него нарушили запрет. Даг-нет и Телуши два столетних старика, назвали ему тысячу имен Причем с прозвищами: Хромой Голубоглазый, Лысый, Маленький. Один поправлял другого.

— Это был единственный источник,— замечает Шавантре.— Когда я

приехал через два года, они уже не могли вспомнить ничего.

Богатый для науки урожай переслали в Париж для обработки на вычислительной машине. Результат ошеломительный: все люди племени кель-куммер — потомки одной семьи. Генеалогия составлена с того момента, когда группа в начале XVII века or-