Вокруг света 1982-08, страница 60делилась от другого племени. Родословное древо без единого чужеродного корня стало предметом усиленного изучения ученых. Шавантре, упорный человек, продолжает работу. — Устные традиции ненадежны,— сказал он мне.— Мне надо проверить их точной и объективной наукой — генетикой. Идея проста — каждый человек получает половину своих генов от матери, а половину от отца. В каждом образце крови ученые могут установить наличие специфических генов. Их можно биологически охарактеризовать и проверить, действительно ли данный человек сын своего отца. При изучении генетических признаков можно объяснить родословные связи предков и восстановить генеалогическое древо. Работу ведут не только французы. Ма-лийские биологи наладили для Шавантре тесную связь с кочевниками Мена-ки. Восемь лет исследований, скачки Кочевники появляются в оазисах, чтобы выменять то, что дает пустыня, на зерно. в ночи: нужно успеть до рассвета доставить образцы крови на далекий аэродром, ведь солнце так немилосердно к красным кровяным шарикам! С 1972 года проанализировано две тысячи образцов. Шавантре не только берет у кель-куммер образцы крови, он оказывает кочевникам медицинскую помощь. Туареги помнят, скольких детей антропологи из его экспедиции спасли от эпидемий, сделав прививки. Ученые приобрели на свой счет для кель-куммер скот, чтобы пополнить стада после великой засухи 1973 года. Когда Шавантре впервые брал у туарегов кровь, они боялись, хотя и не выдали страха. — Это не больно,—- спокойно говорит Могхайата.— Зато мы можем узнать собственную историю Каждый выучил теперь свою группу крови. Если кто заболевает, мы знаем, как лечить. Генеалогическое древо племени кель-куммер не обмануло: предания — их общественное «слово» — находится в полном согласии с кровью — биологическим «делом». В этом углу Сахары нет ни нефти, ни руд. Нет дорог и, следовательно, туристов. Сюда пришла только наука. Потому что для нее генеалогия туарегов кель-куммер — золотое дно. Изучив ее, Шавантре исследует миграцию населения, идя по следам других обитателей юга Сахары. А потом изучает наследственные болезни. Каждый кель-куммер живет в тесном кругу соплеменников. Отношения между членами племени предопределены обычаями и правилами поведения. Споров об отцовстве здесь не бывает и быть не может. Распространено мнение, что люди, вступающие в браки с родственниками, должны вырождаться. Но в суровой природной среде люди с физическими недостатками просто не выживают. А еще более суровые обычаи не позволят увечным и неполноценным заводить детей. Обычай не нарушишь — жизнь каждого протекает на глазах соплеменников. Но остаются небольшие наследственные отклонения. Жена Андре Анна, врач, работающая в пустыне вместе с мужем, выяснила, что многие люди |