Вокруг света 1982-12, страница 61точных РЕЦЕПТОВ НЕТ Папье-маше» в переводе с французского значит «жеваная бумага». Так этот материал назвали в начале XVIII века, когда впервые в Европе стали изготовлять предметы из клейкой бумажной массы, которая, застыв, сохраняет приданную ей форму. В азиатских странах этот материал знали куда раньше Теперь его тоже называют «папье» — «бумага», хотя бумаги в нем нет. Лучшие сорта азиатского, в частности кашмирского, папье-маше делают из ветоши. У дома ремесленника под навесом из пальмовых листьев стоят вместительные широкие чаны, в которые закладывают мелко нарубленное тряпье. Добавляют немного воды, клея, мешают, еще добавляют воды, еще клея. Точных пропорций не существует, и каждый мастер делает массу по своим рецептам; ведь для вазы или для столика из папье нужны материалы разной прочности Детей до поры не подпускают к чанам, они наблюдают за работой отца издали. Но когда приходит время месить, без их помощи не обойтись. Они деловито молотят кулаками в котле, переговариваясь и галдя, что сделает каждый из той части папье, которую оставит им БИОГРАФИЯ РЕМЕСЛА отец. Мастер переходит от чана к чану, набирает пригоршни мутного месива и разминает в сморщенных, потрескавшихся от клея и воды пальцах. Наконец масса начинает отставать от рук и покрываться студенистой пленкой. Значит, папье пора наносить ровным слоем на глиняные болванки — формы будущих изделий: шкатулок, подносов, ваз, табуретов и столиков. Через несколько часов материал застынет и поверхность его станет жесткой и шершавой. Теперь ее шлифуют пемзой, сушат, пока она не станет ровной и гладкой. Чтобы без повреждений отделить папье от болванки, его разрезают на части и снимают. Эти детали опять склеивают по линиям разрезов и снова дают просохнуть. Работа эта трудоемкая, черновая и длится несколько дней: после каждой склейки изделие должно подсыхать. На базар ремесленник выносит не только готовые изделия, но и несколько чистых форм, которые нужно расписать и покрыть лаком. Начинает мастер с того, что на формы наносит фон рисунка: черный, темно-зеленый или золотой. Что получится из каждого изделия, заранее не угадаешь. Может быть, оно благополучно выйдет из рук творца и станет товаром, но, бывает, мастер •сделает неверный мазок и в сердцах разобьет заготовку о камни. Исправить ошибку нельзя краски быстро впитываются, и вытравить их невозможно. Рисует мастер тонкой кисточкой из мягких волосков кошачьего хвоста. Мазок, другой, и опять остановка. Каждый слой красок должен высохнуть, иначе цвета могут смешаться, и это испортит всю работу. Зрителей вокруг мастера на базаре достаточно, может, кто из них и купит нужную и красивую вещь. Рисунки бывают и на мифологические, и на исторические темы, но чаще всего мастер изображет сценки из обычной жизни или животных. Вот на крышке шкатулки деревенская улица. На темный коврик у стены дома присели трое крестьян. Они устали после дня работы на рисовом поле, и теперь. на закате, отдыхают, ожидая ужина. На другой миниатюре — охотники. На спине слона продвигаются они по золотому лугу, усеянному хрупкими стебельками цветов. А на шарике из папье — густой зеленый лес полный дичи Животных и птиц выписывают особенно тщательно: по поверью, в них вселяются после смерти души людей... Фигуры на рисунках выглядят плоскими, а перспектива отсутствует — это традиционная манера индийской миниатюры Зато краски всегда сочны, контрастны, а покрытые лаком миниатюры на папье становятся праздничными и нарядными. И в голову не приходит. что вся эта краса изготовлена из весьма неприглядного сырья. В последнее время здесь стали делать из папье даже новогодние украшения, очень похожие на стеклянные. Но раз вешивают их перед покупателями на перекладинах птичьей клетки или на мясистых листьях алоэ. Ведь елок к Новому году здесь в декабре не ставят, а сам новогодний праздник отмечают весной — по лунному календарю. л. журова
|