Вокруг света 1983-10, страница 38Выявить отдельную деталь бывает столь же уместно, как и целое здание детства, увидеть исчезнувшие, казалось бы, навсегда архитектурные шедевры? Об этом я и спросил Шота Димитриевича напрямик о зрении. Видит*.- ли,- хитро улыбнулся Кавлашвили, мы во многом отталкивались не от того, каким был Старый Тбилиси, а от наших представлений, каким он должен стать. Это как мечта, извлеченная из прошлого и обращенная в будущее. К концу прошлого века > нас в городе сложился определенный «тип тбилисского дома» он так и называ ется в специальной литературе. Это здания с маленькими двориками и со множеством открытых балконов Главное было общение жителей: друг с другом, с улицей. Каждый знал своих соседей, все открыто друг к другу относились Сейчас-то мы живем с «глазками»: лестничная клетка, четыре или сколько там дверей — и «глазки» в них. Я сам живу в такой клетке. Не знаю соседей, соседи не знают меня. «Тип тбилисского дома» дарит нам новое -точнее, возвращает старое взаимоотношение людей: добрососедство... Такая вот ситуация.. - Наверное, это очень приятно делать город своими руками? Что ж тут отказываться? Да, приятно, просто ответил Шота Ди-митриевнч. ТоЛько успокаиваться нельзя... Сколько лет ведутся работы? -спросил я. Только только, перед разговором, я в очередной раз обогнул Город, и мне трудно было представить, что когда-то здесь все было иначе Собственно строительство идет всего пять-шесть лет. Первый этап закончился в 1979 году. И знаете, чем он закончился? Тбилисобой! Да-да, не будь реконструкции Старого Тбилиси, может быть, не возобновился бы и *тот старинный городской праздник ф\жбы и братства! Мы возродили уголок Старого Тбилиси и тут же стало ясно, что лучше места для «Тбилиска-лакобы» не найти. С тех пор он проходит каждый год, в октябре, и обязательно -в реконструированной части старою города. Представляете, как радостно на наших улицах песни, -пляски, толпы народа. На наших балконах счастливые, улыбающиеся люди.. Кстати, о балконах. Когда закончился очередной ^тап реконструкции, мой друг хороший поэт Джансуг Чарквнани -прислал мне телеграмму: «Привет князю Балконскому!» Так и пошло: Кавлашвили князь Балконский... Я не обижаюсь. Забавно... За первый этап реконструкции Шота Димитриевич Кавлашвили был удостоен премии имени Шота Руставели —■ высшей награды республики в области литературы и искусства. ОТСЕЧЬ ЛИШНЕЕ... Ежедневный обход \ о рода в разные часы дня - стал для меня правилом. Мягкий вечерний Город, залитый рассеянным светом, сильно отличался от сияющего утреннего, а днем дома подергивались маревом зноя, и некоторые детали вдруг теряли в выразительности, словно пригашенные рукой ретушера. Но что не поддавалось изме нениям - гак это лицо Города. И еще какое-то особое свойство, которое хотелось назвать «всегюгодноетью». В Городе всегда было уютно: в жару от стен веяло прохладой (причем одинаково и от деревянных, и от каменных), в дождь — а порой налетали жестокие грозы, отголоски тех страшных ливней с градом, что обрушились на Грузию в июне,— можно было найти укрытие под балконами и навесами. И даже под открытым дождевым небом создавалось необъяснимое ощущение защищенности: контрфорсы балконов, напоминающие спицы, вызывали в сознании образ зонта. ...Вы правильно выбрали марш рут,- - сказал мне Георгий Ираклиевич Батиашвили, руководитель архитектурной мастерской по реконструкции и регенерации государственной охранной зоны города Тбилиси Мы сидели на втором этаже павильона «Тбилисские воды», выстроенного в ходе реконструкции на правом берегу Куры.-- Кавлашвили строит от моста Бараташвили вверх по подъему Кибальчича и дальше. Я двигаюсь от Метехского моста по улице Каляева ему навстречу Когда мы встретимся — а это произойдет к нынешнему октябрю,— кольцо замкнется. Это на левом берегу. На правом, естественно, тоже идет строительство — на набережной, по улице Леселидзе И всюду главная проблема -- выявить старые, художественно ценные дома, скрытые бездарной, чисто коммерческой застройкой, и обновить их... Интерьер второго этажа «Тбилисских вод» задуман очень интересно. Под потолком висят большие прозрачные шары. внутри которых укреплены бронзовые фигурки: кинто, шарманщик, духанщик, разносчик вина... По замыслу архитектора Шота Кавлашвили, эти фигурки символизируют городские типажи Старого Тбилиси. В некоторых колбах -- бронзовые фрукты. И не вообще фрукты, а именно те, из которых делаются сиропы для местных безалкогольных напитков. Этот павильон — своеобразный мемориал Митрофана Лагидзе — знаменитого основоположника промышленного производства фруктовых вод в Грузии начала XX века. Секреты рецептов Лагидзе хранятся свято, а вкус таких сиропов, как «Сливочный» или «Шоколадный», можно познать только в Тбилиси. Мы пробуем «Мяту», «Тархун», «Шоколадный» напиток, и опять «Мяту» Я прошу Георгия Ираклиевича объяснить, что же все-таки означает «охранная зона с режимом заповедника». Главное, вы должны понять,— говорит он, что Старый Тбилиси — это составная часть города Тбилиси. Это не город под колпаком, откуда выкачали воздух, и там - в вакууме -можно делать все, что угодно. Это не Помпеи! Город живет, следовательно, здания наделяются определенными функциями — жилыми, административными, общественными, культурными, торговыми... Самая большая ценность исторической части даже не отдельные памятни ки, а градостроительная структура, именно ее надо было выявить и сохранить в первую очередь. Но ведь такой подход порой идет вразрез с современными представлениями об удобствах, с современными социально-культурными нормами. Жители должны жить в современном городе, это и диктует требования к нам, реставраторам. Это определяет понятие «регенерации», то есть обеспечение максимальной жизнеспособности. сочетающееся с выявлением функций, которые отвечают требованиям времени. Понятно? 36 |