Вокруг света 1983-11, страница 23Совок для сбора ягод. — Осипов,— представился новый знакомый. Был он немногословен. На вопрос, что умеет делать, ответил коротко: — Все умею. И действительно, он плел корзины, сети, арканы, делал лодки. Осипов вдруг вспомнил: — Кережу делал. — Кережу?! Трудно было поверить. Впрочем, тут же появилось сомнение: последний раз Осипов делал кережу в юности, сейчас ему было семьдесят лет. Я попросил мастера сделать модель. Он, смущаясь, показал покалеченную кисть правой руки. И тихо, будто оправдываясь, проговорил: — Фашист проклятый.., но я эту «кукушку» все-таки выследил и... Ну да ты сам делай, а я тебе помогу. Мы вышли с ним на улицу, прихватив с собой ножовку и нож. Обходя двор в поисках бросового материала для модели, он рассказывал: — Трудно было в старину передвигаться саамам зимой. И задумал однажды мастер-саам сделать лодку, плавающую по заснеженной лесотундре. Так появилась на свет керресь. Она сильно нагибалась на поворотах, но не перевертывалась. И хорошо маневрировала между деревьями, потому что длина и ширина ее соответствовали средним размерам оленя... Я поднял в углу двора ветку рябины и достал нож. Федот Семенович покачал головой: — Э! Такая не годится. Нужна с изгибом. Он выбрал плавно загибающуюся на конце ветку и протянул ее мне, насмешливо заметив при этом, что для игрушки и рябина сойдет, а для настоящего полоза нужна только береза. — А теперь послушай, как мы это делали. Долго искали ствол березы с изгибом, рубили и тесали с двух сторон до толщины ладони, постепенно сужая и утолщая к носу, и обтесывали в передней части комель. У торца полоз срезали по кромке. То же самое, обстругивая ножом заготовку, проделал и я с веткой — и получился маленький полоз, по форме напоминающий трапецию. Федот Семенович внимательно следил за моей работой, постоянно вскакивал: «Нет, не так, дай я!» Временами он одобрительно кивал: «Во-во, молодец!» — А шпангоуты гнутые видел? — хитро улыбнувшись, спросил он.— Для них готовых веток не найдем, самим гнуть надо. Это труднее. Раньше мы брали для шпангоутов березовые ветки и обтесывали их вот так.— И он показал пальцами толщину примерно в пять миллиметров.— По длине они разные, от наибольшей сзади к наименьшей впе В мастерской, где выделывают шкуры. реди. Сначала неделю-две держали их в воде, в озере или речке. Но твои можно распарить и в кипятке,— махнул он рукой в сторону будущей модели. — А как же гнуть? — нетерпеливо спросил я. — Вымоченные в воде заготовки гнут вокруг бревна-кругляка. Концы связывают веревкой, чтобы получился полукруг. Расстояние между концами должно быть меньше средней ширины оленя. И оставляют так на несколько дней. — А какими гвоздями крепить будем? — пытался выяснить я. Возмущенно посмотрев на меня, мастер небрежно бросил: — Какие гвозди, просто клинышки. Поместив свои мини-заготовки шпангоутов в воду, я стал расспрашивать дальше. Выяснилось, что задник полукруглой формы, самую толстую деревянную часть кережи, изготовляли из цельной доски. Я же его вырезал из дощечки. Оказалось, что самое трудное — это прикрепить борта, сделанные из досок-горбылей, к шпангоутам. По кромке делались срезы для того, чтобы доски заходили друг на друга. Доски располагались по длине кережи, постепенно сгибаясь и сужаясь к носу. На верхней части бортов делали несколько отверстий, через которые, как выяснилось позже, продевался кожаный плетеный ремень — им ездок привязывался к кереже, чтобы не выпасть во время езды. Через два дня модель была готова. Радости моей не было границ — спасибо мастеру! Так я путешествовал несколько лет и, когда почувствовал, что мне есть что сказать студентам, начал проводить с ними занятия в краеведческом музее. Поручал делать зарисовки экспонатов: оленя, кережи, саамской и русской поморской вышивки и составлять комментарии к ним. В процессе работы возникало множество вопросов. — Неужели они каждую бисеринку пришивали? — Да- — А бисерная нитка какая? — Из оленьих спинных сухожилий. — А как ориентировались вышивальщицы в орнаменте без образца? Я терпеливо и подробно отвечал и одновременно наблюдал, как вслед за удивлением появлялось восхищение, уважение к труду народных мастеров. Теперь я был уверен, что мои студенты, будущие учителя, смогут сберечь и развить национальную культуру нашего края. Мурманская область
|