Вокруг света 1984-07, страница 30

Вокруг света 1984-07, страница 30

свойственно вашингтонской политике на Кипре. Хотя, конечно, на нашем острове, как и всюду, ЦРУ предпочитает самые отвратительные преступления совершать чужими руками...

Незадолго до нашей встрече Вассос Лиссаридис, который был, ко всему прочему, еще и личным врачом президента Макариоса, стал жертвой, как писали газеты, «террористического акта со стороны правых экстремистов». Автомобиль, в котором ехал Лиссаридис вместе с женой и коллегой по партии, был обстрелян из автоматического оружия. Хозяин машины получил легкое ранение, а его жена — тяжелое. Водитель и сидевший рядом товарищ Лиссаридиса были убиты.

- Покушение — дело рук боевиков из ЭОКА-2,— убежденно говорил мне Лиссаридис.— А сама эта террористическая организация — инструмент в руках ЦРУ и спецслужб НАТО.

— Не следует ли полагать, что убийство Дэвиса отвечало интересам тех, кто за пределами Кипра держит поводки от ЭОКА-2? И случайно ли один американский корреспондент из тех, как он выразился, «диких слухов», что циркулировали в Греции в связи с убийством посла, в первую очередь привел следующий (я достал журнал, специально прихваченный с собой, и процитировал): «Посол США на Кипре Роджер Дэвис был послан в Никосию для координации путча и затем был убит Центральным разведывательным управлением, чтобы прикрыть роль США».

Подобные слухи представляются не столь уж дикими, как изображают их американские журналисты,— услышал я в ответ.— Особенно если проследить не только последние шаги американской дипломатии на Кипре, но и приоткрыть некоторые страницы истории многолетнего заговора НАТО и США против Кипра и его президента, архиепископа Макариоса.

...Возвращался я в отель вдоль откоса крепостного рва. Он опоясывает самую старую часть Никосии. По пути то и дело попадались бездомные, отощавшие породистые собаки. Их бросили хозяева, западные дипломаты, когда покидали Кипр, боясь ненароком обжечься о пламя разгоравшегося здесь военного пожара...

Итак, подвел я итог услышанному, смерть Р. Дэвиса давала Вашингтону (хотя бы на время) «моральное право» заявить о «непричастности» США к заговору против законного правительства президента Макариоса. Посол, казалось некоторым господам в Вашингтоне, навсегда унес в могилу тайный шифр этой грязной операции. Раскодировать его, однако, помогла реконструкция некоторых шагов Р. Дэвиса в разгар кипрского кризиса.

Например, Р. Дэвис оказался единственным из видных дипломатов, ак

кредитованных в Никосии, который принял так называемого «министра иностранных дел» из «правительства», сформированного самозваным «президентом Кипра» террористом Самсоном. Кстати, администрация США первой (и единственной, если не считать афинскую хунту) поспешила поднять вопрос об официальном признании «правительства» никосийского узурпатора.

Не подлежит сомнению, что посол США на Кипре был информирован о рекомендации, данной по телефону из Вашингтона новому правительству в Афинах, которое было сформировано Караманлисом после провала хунты. Не кто иной, как Киссинджер, воздав хвалу новым людям в гражданском правительстве Греции как «старым друзьям Америки», в то же время порекомендовал принять турецкое предложение о разделе острова. Информирован был никосийский посол США, разумеется, и о том, что Вашингтон, надев маску «друга» новой власти в Афинах, вел себя крайне цинично. «Вашингтон, -сообщала лондонская «Санди тайме» в часы, когда турецкие войска, нарушив соглашение о прекращении огня, начали вторую фазу «операции Аттила» на Кипре, завершившуюся оккупацией двух пятых территории острова,— явно пришел к выводу, что Турция (для США) более важный союзник, чем Греция»

К тому моменту, когда в посольстве США в Никосии раздался телефонный звонок и неизвестное лицо предупредило о готовившейся антиамериканской демонстрации, в дипломатическом багаже Р. Дэвиса и его памяти накопилось слишком много обременительных для Вашингтона компрометирующих материалов...

Дл>1 американского посла не могло быть секретом, что главной мишенью на всех этапах заговора внешних и внутренних врагов против Кипра оставался его президент — архиепископ Макариос, последовательно проводивший политику неприсоединения.

«В годы, предшествовавшие кипрскому кризису и падению режима полковников,— подтверждают составители и комментаторы книги документов «Заговоры ЦРУ» Д. Антонель, А. Жобер, Л Ковальсон,— в хорошо информированных кругах часто приходилось слышать, что генерал Иоаннидис, шеф греческой военной полиции и доверенное лицо ЦРУ, пытался организовать убийство главы государства Кипр архиепископа Макариоса».

В курс подготовки этого зловещего замысла был посвящен узкий, но чрезвычайно влиятельный круг лиц в высших эшелонах власти Соединенных Штатов. Нет никаких оснований исключать из него тогдашнего главу Белого дома Р. Никсона, его «серого кардинала» Г. Киссинджера, шефа ЦРУ У. Кол-би, наконец, посла США на Кипре Р. Дэвиса.

Уже летом 1973 года правительство Кипра располагало неопровержимыми данными, говорившими о том, что именно ЭОКА-2, подпольная террористическая организация греческого генерала Гриваса, нелегально заброшенного на Кипр афинской хунтой «черных полковников», вынашивала замыслы физического устранения президента Макариоса. Роль США в этом теперь ясна. Американская линия заключалась в том чтобы добиться решения кипрского вопроса любой ценой. Например, ценой

Прелюдия к кипрской трагедии — подавление антихунтовского восстания в Афинах в ноябре 1973 года.

28