Вокруг света 1984-07, страница 29

Вокруг света 1984-07, страница 29

}

Уже много лет на Кипре тлеет очаг напряженности, порожденной враждебными происками внешних империалистических сил и агентуры спецслужб США и НАТО. На острове не раз проливалась кровь, здесь готовились реакционные заговоры, вспыхивал ультраправый террор. Не прекращаются попытки превратить остров в базу Пентагона и НАТО на подступах к арабской нефти.

Еще в конце марта 1982 года президент США Р. Рейган направил спикеру палаты представителей и председателю комиссии по иностранным делам сената США письмо, в котором затронул кипрский вопрос. «Я хочу снова подчеркнуть беспокойство моего правительства по поводу проблемы Кипра,— говорилось в письме,— и намерение Соединенных Штатов помогать Организации Объединенных Наций в ее усилиях по оказанию помощи в выработке справедливого, беспристрастного и прочного урегулирования кипрской проблемы».

Здесь — что ни слово, то фарисейство, двуличие, ложь. Каков в действительности был характер «помощи» вашингтонской администрации островной республике и Организации Объединенных Наций на всех этапах кипрского кризиса, в особенности в период драматических событий летом и осенью 1974 года, раскрыла санкционированная Белым домом операция «Президент». Она вписала еще одну зловещую — и до конца не расшифрованную — страницу в длинный список преступных тайных операций заокеанских «рыцарей плаща и кинжала».

комбинезонах и коричневых беретах дали залпы в воздух. В этот-то момент несколько автоматчиков из толпы и открыли огонь по зданию посольства. Один из них, воспользовавшись сумятицей, взобрался на строительные леса, в которые был одет угловой дом напротив посольства, и длинной очередью прошил окно со спущенными жалюзи на втором этаже особняка.

Одна из пуль, выпущенная автоматчиком с расстояния 80—90 метров, пробила жалюзи окна и поразила Роджера Дэвиса.

Узнав о случившемся, в посольство прибыл исполнявший обязанности президента Республики Кипр Г. Клеридис. Он назвал нападение на посла «гнусным преступлением» и отдал приказ полиции найти убийц. Но выполнить его не удалось. Отнюдь не по вине кипрских властей. Непосредственным исполнителям террористического акта удалось замести следы. Но кто стоял за их спиной?

В те августовские дни 1974 года я находился в Афинах. Вскоре после сообщения о гибели Р. Дэвиса мне удалось приехать в столицу Кипра.

В номере никосийского отеля я пытался суммировать разрозненные фрагменты очередного «покушения века».

Явилась ли гибель Р. Дэвиса результатом слепого случая, рокового стечения обстоятельств? Или убийство посла стало конечным звеном чьей-то преднамеренной акции? — вот вопросы, на которые хотелось получить ответ.

Я оторвался от корреспондентского досье и распахнул окно. Столица Кипра, обычно ярко освещенная, вечерами была окутана тревожным мраком. Лишь в центре сиротливо горели два уличных фонаря. За чертой города зарницами вспыхивали отблески далеких взрывов. Оттуда доносились звуки беспорядочной стрельбы. Вопреки объявленному прекращению огня между высадившимися на остров турками и противостоявшими им греческими войсками и отрядом национальной гвардии то тут, то там вспыхивали скоротечные схватки.

Рядом с отелем, за углом, на главной торговой улице Лидра совсем недавно пролегал рубеж огневой конфронтации, по сути дела — «фронтовая линия». Сюда вплотную подошли танки с флагом, на котором был изображен полумесяц...

Итак, кто же стрелял? Демонстранты? Нет, конечно. Большинство иностранных журналистов, аккредитованных на Кипре, отводили от них свои подозрения. Непричастность демонстрантов к нападению на посла подтверждал и корреспондент американского журнала «Ньюсуик» Николас С. Проф-фитт, выяснявший подробности убийства Р. Дэвиса по горячим следам. «Группа автоматчиков... очевидно, воспользовалась начавшейся мирной демонст

рацией, чтобы осуществить тщательно спланированное покушение»,— телеграфировал он из кипрской столицы в вашингтонское бюро журнала.

Маловероятно, что по посольству могли открыть огонь турки. Была ли необходимость кому-то в Анкаре или в турецкой общине на Кипре прибегать в той обстановке к физическому устранению посла Целого дома? Конечно, нет. Вашингтонская администрация заняла откровенно протурецкую позицию в самый острый момент «кипрского кризиса». Устами советника президента США по вопросам национальной безопасности, государственного секретаря Г. Киссинджера правящая Америка благословила высадку на остров турецких войск.

Не демонстранты, не турки и, разумеется, не кипрские власти, тогда кто же? В цепочке политических факторов очень подозрительны были два звена, тесно сомкнутые друг с другом: афинская хунта «черных генералов», давшая сигнал к мятежу, и подпольная террористическая организация , на Кипре ЭОКА-2, связанная с ЦРУ.

Какова могла быть их роль в покушении на Р. Дэвиса?

Под рукой у меня было хотя и осторожное, но достаточно твердое утверждение журнала «Тайм»: «...как полагают, убийцами (посла.— В. М.), вероятно, являются члены организации ЭОКА-2, группы фанатиков, требующих объединения острова с Грецией».

Еще и еще раз изучаю графическую реконструкцию покушения. Она воспроизведена на страницах одного из журналов. На рисунке красной чертой отмечена трасса автоматной очереди, поразившей Р. Дэвиса. Автоматчик, казалось бы, вслепую стрелял по окну с опущенными тяжелыми деревянными жалюзи, и однако он был точно информирован, где находился в тот момент посол.

То, что пуля попала именно в Р. Дэвиса, а не в кого-либо из сотрудников посольства, сгрудившихся в дальней комнате второго этажа, можно было объяснить и случайностью. Но то, что убийцы в качестве главной мишени наметили именно посла,— несомненный факт. Это, кстати, подтверждали и срочно направленные в Никосию специальные корреспонденты американских журналов: «...Покушавшиеся, расположившись в строящемся доме напротив посольства, явно охотились за самим послом и тщательно целились по второму этажу, где он скорее всего должен был находиться».

В официальном Вашингтоне, на удивление, быстро постарались «позабыть» и похоронить в архивной пыли насильственную смерть одного из своих ведущих дипломатов. Уже сам по себе факт торопливого списания столь громкого и зловещего дела порождал немало подозрений. Недаром хорошо информированный о тайных операциях западных спецслужб журнал «Шпигель» назвал события, разыгравшиеся на Кипре в июле—августе 1974 года, «Уотергейтом Киссинджера».

...Лидера партии ЭДЭК 1 Вассоса Лиссаридиса я нашел в его врачебном кабинете. Лиссаридис — дипломированный медик, терапевт, занимается частной практикой.

— «Шпигель» намекал не только на фиаско, которое потерпел шеф госдепартамента США в своих интригах вокруг Кипра,— сказал мой собеседник.— Западногерманский журнал имел в виду и неприкрытый цинизм, и холодный, жестокий расчет, готовность дать приказ ЦРУ совершить самые гнусные тайные операции. Все это в полной мере

1 ЭДЭК --- левоцентристская партия социал-демократического типа.

ДОСЬЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИМПЕРИАЛИЗМА