Вокруг света 1984-07, страница 56бушки или соседки. Сейчас мастерицы Заонежья, как и прежде, вышивают гостевые и свадебные полотенца, салфетки, фартуки, мужские рубашки, постельное и столовое белье. Но теперь они пользуются тамбурными швейными машинами. Вышивают они и вручную. Но если гостевое полотенце мастерица вышивает руками больше месяца, то с помощью машины она делает его за шесть часов. Нравится ли мастерице современная машинная вышивка, спросила я Александру Ивановну. Глаза ее сверкнули и одобрительно и лукаво. — Нно! Легко стало теперь шить. Ручная вышивка, она, конешно, прочней. И стежок на ней выпуклей и красивей, а машинный шов маненько жидковат и приплюснут... Вот смотри.— Она протянула мне аккуратно сложенную белую рубашку с красной вышивкой.— На фабрике купила внучку, недавно из армии пришел,— сказала она.— Сама-то уж не сумею скоро расшить. Основное производство фабрики «Заонежская вышивка» по-прежнему находится в Шуньге, а в Медвежьегор-ске создан филиал. Там я и застала главного художника — тоненькую, пышноволосую Наталью Каштанову. Она готовила новые рисунки к зашивкам, так здесь называют новые образцы вышивок. Наташа закончила в Москве отделение вышивки в художествен-но-промышленном училище имени М. И. Калинина и с гордостью сказала, что там учатся еще две девушки из Заонежья. На рабочем столе художницы — листы ватмана с готовыми рисунками, образцы старинных вышивок, которые Наташа срисовала в музеях, и несколько уже готовых к утверждению зашивок — в основном красными нитками по суровому полотну. — Вы обратили внимание... заонежская вышивка поражает скромностью расцветки,— угадала мою мысль Наташа.— Чаще всего встречаются красные узоры по холсту, белые вышивки на красном кумаче или белые по белому. Но цветовая неброскость компенсируется сюжетом. Наташа взяла в руки лист ватмана. На нем красная линия, Петляя и извиваясь, изображала круги, ромбы, розетки, силуэты птиц и растений. — Вот смотрите, это солярный знак — мотив солнца. Он особо почитается у нас, северян, и часто встречается в старых вышивках. А эти круги — изображение воды, спирали — валуны. Озер и камней в Карелии много. А сбоку вьется брусничка с мелкими листиками, вокруг — переплетение былинок. Для наших вышивок вообще характерно узорочье — плотная заполненность рисунка, всего вышиваемого пространства. А что касается цвета, то жаркий красный цвет — цвет солнца. Карельская АССР 54 ВАЛЕНТИН АККУРАТОВ, заслуженный штурман СССР ЦИКМШЗаписки полярного летчика 1. КАРАВАН ВЫЗЫВАЕТ САМОЛЕТ Вомандир гидросамолета Иван Иванович Черевичный явно нервничал. Уравновешенный и спокойный в полетах, сейчас, на берегу, он то звонил в синоптическое-бюро, то бросался на крыльцо и подолгу всматривался в поседевшую штормовую бухту. — Как якоря? — в который раз спрашивал он меня, штурмана, ответственного за гидросамолет на якорной стоянке. Выдержат. Два уса из манильско- го судового троса на донном якоре у стояночного буя...— Сказав это, я засомневался.— Если сорвет, то вместе с носом машины. Помнишь, на мысе Шмидта? Шасси осталось на привязи, а самолет унесло за пять километров. — Спасибо! Успокоил. Слушай,— прикуривая новую папиросу от старой, продолжал Иван Иванович,— а ведь три дня назад в районе, где сейчас заклинило караван, лед был не более шести баллов... Неужели в разведке мы что-то недосмотрели? Нет, в нашем донесении была зафиксирована «реальная ледовая» обстанов-
|