Вокруг света 1984-12, страница 56байдарах верноподданным с чукоцким народом и с товарищем сотником Иваном Кобелевым Сибирской дворянин и чукоцкий перевотчик Николай Дауркин подписал того ж июня 30 вожидании были и паки дожидались до 15 июля». Так было написано сначала. Но потом Дауркин в сердцах имя Кобелева попытался выскоблить, но это ему полностью не удалось. Письмо сохранилось. Моржовая кость крепка, имя Кобелева все-таки разобрать можно. Но вот из-за чего поссорились старые друзья — мы, к сожалению, не знаем. Но были они в ссоре недолго, скоро помйрились. И опять много странствовали по тундре и тайге — то вместе, а то поврозь, ревниво узнавая о приключениях друг друга и словно соревнуясь в подвигах и открытиях. Иван Кобелев прожил долгую жизнь — по некоторым данным, больше ста лет! И есть сведения, что у него, ставшего подпоручиком, служил солдатом сын Дауркина. А след самого Николая Дауркина затерялся в кочевых становищах, куда «ученый чукча», кажется, вернулся в конце жизни... Но в Америку они больше так и не попали. И по-прежнему оставалось неясным: что же это за русобородые люди живут на реке Хеуврен? Кого встречали русские промышленники в разных местах американского побережья — может, в самом деле потомков пропавших матросов Чирикова? Можно уверенно сказать, что над «историей пятнадцати» непременно задумывались все русские путешественники, отправлявшиеся в те края, приказчики и промышленники Российско-Американской компании, начавшей быстро осваивать Аляску. В 1801 году капитан Кейн сообщил правителю компании А. А. Баранову, будто слышал, что на острове принца Уэльского нашли русскую одежду на лисьем меху... Всего в какой-то сотне верст южнее тех мест, где пропали Дементьев и его спутники, в начале девятнадцатого века основали город Ново-Архангельск (ныне Ситха). Он стал столицей русских владений в Америке. И конечно, обитатели его не могли не интересоваться судьбой исчезнувших земляков. О них расспрашивали местных жителей побывавшие здесь известные мореплаватели Лисянский, Головнин, Врангель. Ищет следы чириковцев, опрашивая индейцев, мичман Василий fcepx, будущий выдающийся историк русского флота: «Но по всем известиям от диких, места сии обитающих, не слышно, чтоб они когда-либо видели или слыхали про белых людей». А вот северней, северней... Во время длинной зимовки Берх перевел новую тогда книгу Александра Маккензи о его путешествиях по Канаде. В ней славный путешественник поведал, как однажды встреченные им индейцы рассказали, что где-то на западе от них, на Аляске, есть за высокими горами большая река и озеро. На их берегах живут белые люди. Индейцы выменивают у них железо, которое им привозят другие белые люди откуда-то издалека на больших лодках, приплывающих в устье той реки. Кто эти белые люди? Дальше Маккензи никто из англичан к западу еще не проникал. Это место книги Берх снабдил своим примечанием: «Можно, кажется, надеяться, что слова их справедливы, ибо по преданиям известно и у нас, что около реки Хеувереня живут русские белые бородатые люди, поклоняющиеся иконам». Может, туда все-таки пробились Дементьев и его товарищи? Пробуют искать севернее. В 1818 году тогдашний правитель русских владений в Америке Гагемейстер посылает в глубинные районы Аляски Петра Корсаковского, дав ему секретное задание поискать среди индейцев загадочных земляков, о которых ходят столь упорные слухи. Корсаковский смог пройти только до реки Кускоквим, никаких белолицых и русобородых людей не обнаружил, но привез новые любопытные сведения. Старик индеец Кылымбек рассказал ему, будто однажды к ним в селение на «игрушку», как называли русские промышленники обрядовые и ритуальные собрания индейцев, пришли на лыжах двое мужчин. «На них камзол или троеклинки и шаровары, выделанные из олених кож без волоса и выкрашены черной краской. Сапоги из черной кожи. С бородами. Разговор у них другой, так что все индейцы, бывшие на сей игрушке, не могли понимать оного,— подробно записал Корсаковский.— Видели у них стволину медную, один конец шире, а другой уже, на подобие мушкетона, а у другого медная стволина на подобие ружейной, украшенная черными сепями и белыми чертами...» Отдохнув на «игрушке», загадочные гости «скрылись неизвестно куда». Но, судя по тому, что приходили налегке, жили они неподалеку, в лесах к северу от стойбища индейцев. Вряд ли старый индеец все это выдумал — с такими подробностями. Да и зачем бы? «Кылымбек платье их сравнивает с нашим, точно так скроено, как и у нас». Это уже никаюне могли быть потомки спутников Дежнева или других его современников, случайно занесенных бурей к чужим берегам! Эти люди явно попали в Америку гораздо позже — уже в восемнадцатом веке: после реформ Петра и одежда, и оружие в России стали совсем иными, чем прежде, а потом уже практически долго не менялись, оставались такими же и во времена Чирикова. Пробовали искать потомков чириковцев и позже. Снова и снова шлет о том распоряжения главное правление Российско-Американской компании — в 1819 году, в 1821-м. Но поиски станови- На этой странице собраны фотографии из йрхивов, музеев и старинных книг, имеющих отношение к описываемым событиям: Письмо Дауркина, вырезанное на моржовом клыке. У неведомых берегов. Рисунок Луки Воронина, художника экспедиции Биллингса— Сарычева (конец XVIII века). Фрагменты двух вариантов карты Николая Дауркина, показывающие, как по-разному в зависимости от игры фантазии изображали легендарную крепость на реке Хеуврен и ее обитателей. Родовые тотемные столбы индейцев, живших в тех местах, где высаживались матросы с пакетбота «Святой Павел». Портреты индейцев-тлинкитов, сделанные с натуры в окрестностях Ситхи в 1819 году художником Тихоновым, участником экспедиции Головнина. С ближайшими предками этих индейцев столкнулись пятнадцать матросов Чирикова... Открывают публикацию очерка-гипотезы «Прелюбезные братцы...» странички из вахтенного журнала А. И. Чирикова. лись все труднее: слишком много русской крови прилило с тех пор в Америку. Ко времени продажи Аляски США в 1867 году русские поселения были уже там повсюду, потомки наших промышленников и моряков составляли среди местных жителей весьма солидную 'часть. Загадка бесследного исчезновения Дементьева и его товарищей не разрешена и поныне, до сих пор продолжает волновать историков и географов. Вдруг станет известно, что кто-то видел у вождя одного из тлинкитских племен старинный мушкет с раструбом и ложей из красного дерева. Предки вождя якобы получили его от первого белого человека, высадившегося в этих краях на американский берег. А подобные мушкеты были во времена Чирикова на вооружении в русской армии. И снова появляются в журналах очерки и заметки с интригующими заголовками: «История пятнадцати» или «Их было пятнадцать»... 54 |