Вокруг света 1985-01, страница 63

Вокруг света 1985-01, страница 63

ко часов поиска на палубу катера подняли последнее, что удалось найти,— свинцовые кольца, какими в древности крепились корабельные снасти.

Наблюдавшие за работой специалистов по подводной археологии местные мальчишки в один голос утверждали, что именно они первыми заметили статую в воде и даже установили над ней что-то вроде буя — он-то, по их словам, и привлек вни мание ни о чем не подозревавшего пловца. Однако премию в несколько десятков миллионов лир вручили везучему химику из Рима, так как тот первым сообщил властям о неизвест ных скульптурах.

Фоти было достаточно первого впечатления, чтобы безошибочно определить — перед ним уникальные произведения античного искусства. Быть может, единственные в своем роде.

При таких, будто проигранных по приключенческому сценарию, обстоятельствах была сделана одна из самых замечательных археологических находок последних лет. По своему значению она сопоставима, пожалуй, лишь с открытием в 1820 году на острове Милос статуи Афродиты — так называемой Венеры Милосской.

Скульптуры изображали греческих воинов. Голову одной фигуры венчал шлем, волосы второго стягивала повязка. Специалистов удивило неожиданное сочетание различных материалов: помимо бронзы, древние мастера использовали красную медь — для губ, серебро - для зубов и ресниц. Глаза инкрустирова лись особой пастой и, как предпола гают, янтарем.

Оба атлета в левой руке держали некогда щиты, в правой — копья. Эти атрибуты, как и драгоценную инкрустацию, тщательно разыскивали поблизости от места находки, но так и не нашли. Вполне возможно, ч го оружие и украшения были сняты со статуй еще до того, как те пошли на дно.

Реконструируя события, разыг равшиеся у берегов Калабрии много веков назад, итальянские археологи пришли к выводу, что скульптуры скорее всего сбросили во время кораблекрушения или бегства от пиратов. Тем самым команда, по-види мому, стремилась облегчить судно: ведь вес каждого бронзового исполина — при высоте метр девяносто восемь и два метра—около четырехсот килограммов.

В воде бронза сохраняется лучше, чем в земле, но все же две с лишним тысячи лет сделали с древними па мятниками свое дело. Реставрация двух уникальных скульптур заняла почти десять лет. И только сравни тельно недавно они заняли свое место в музее Реджо-ди-Калабрия.

Большинство экспертов, изучив

подробно находки, заключили, что «бронзы из Риаче» — греческие оригиналы, созданные в период расцве та классической Эллады, в 460 450 годах до нашей эры.

Кто был автором этих шедевров? Мирон? Пифагор Регийский? А быть может, великий Фидий, руководив ший художественным оформлением античных Афин? С уверенностью отнести наййенные статуи к школе того или иного ваятеля не представ ляется возможным. Ни одного иод линного произведения этих мастеров до нас не дошло, мы судим о них лишь по римским копиям, выполнен ным с греческих бронзовых ориги налов. Последних вообще сохрани лись единицы — знаменитый «Дель фийский возничий», «Посейдон» с мыса Артемиссион и несколько дру гих работ эллинских скульпторов. Никто сегодня, в сущности, не знает, какими были в подлиннике «Диско бол» Мирона или «Дорифор» Поли клега...

Некоторые исследователи античности считают, что безыменные вой

ны изображают победителей Олимпийских шр. Другие видят в одной из фигур легендарного Аякса. В доказательство ссылаются на эпитеты, какими описывает Гомер идеального древнегреческого мужа — «медно-бр<)нный»,«шлемоблешуший» «многостойкий», «копьеборец», «легконогий », « прекраснолодыж ный ». «среброногий»... Кажется, все это сказано про воина, голову которого венчают «кудри густые, цветам гиацинта но добн ы е ».

Не исключено, что статуи происходят из Дельфийского мемориала, воздвигнутого в память победы гре ков над персами при Марафоне Согласно свидетельству древнего автора Павсания, мемориал окружала скульптурная группа из тринадцати фигур, образующих полукруг, где кроме Афины, Аполлона и Мильтиа-да полководца, разгромив лего персов,— были еще десять героев Найденные бронзы не без основания могут отождествляться с теми скульптурами, которые принято считать бесследно исчезнувшими.