Вокруг света 1985-03, страница 62

Вокруг света 1985-03, страница 62

локольни была увеличена вопреки всем классическим пропорциям в 1867 году специально для часового механизма. Говорили, будто бы привез его из Петербурга какой-то удачливый здешний купец и — знай, мол, наших! преподнес в дар родному городу

Всем миром порешили ставить куранты над церковью, посреди базарной площади. «Дабы видны и слышны были отовсюду...» Вот и звучит с той поры традиционный перезвон, знакомый от рождения каждому коренному каши-рянину.

Городские часы можно без особого труда разглядеть из окон старых каширских домов — так что привычные часы с кукушкой здесь, очевидно, без надобности.

...Перебор малых колоколов постепенно затих. А Лебедев продолжал пристально глядеть в окно. И тут по комнате разнеслись передаваемые по радио сигналы точного времени.

Юрий Михайлович выключил приемник.

— Стрелки убежали на две минуты, произнес он, ни к кому не обращаясь. - Стало быть, пора идти регулировать маятник.

Он весело сощурился и оценивающе оглядел нас.

Так и быть, возьму с собой наверх. Хотя, наверное, это не положено...

Промерзший за ночь замок долго не открывался. Наконец заскрипели дверные петли. Мы вошли, и наши шаги гулко отозвались под темными сводами.

Лебедев открыл маленькую боковую дверцу и исчез в проеме. Повозившись с коробком, чиркнул спичкой. Дрожащее пламя выхватило из черноты отсыревшую кирпичную кладку сводча-тоги хода и несколько ступенек.

Дальше поднимались на ощупь, то и дело хватаясь за обледеневшую стену. Ступени вывели на промежуточную площадку с полуциркульным окном. Через незастекленный проем в пустующую церковь падал снег. Чуть выше, на открытой площадке первого яруса, вовсю гулял ветер Рвал с головы шапки, громыхал куском проржавевшей жести, цеплявшейся одним краем за журавцы купола, завывал в арочных пролетах верхних ярусов, сбивал снежную пыль с деревянных лестничных переходов, которые вели к часовому механизму.

Лебедев быстро поднялся по лесенке к люку над колоколом, открыл замок и

толкнул дверцу. Следуя за ним, мы на миг поравнялись с исполинским грушевидным корпусом и снова оказались в кромешной тьме.

Тихо постукивал невидимый механизм. Вдруг заскрежетал металл, с треском расправилась какая-то пружина, защелкала цепь. Через люк в полу мы увидели, как дернулись тросики и пришли в движение крепившиеся к наружной поверхности колоколов медные молотки. Под деревянным настилом, на котором стоял часовой механизм, коротко зазвонило. Часы отбивали очередные пятнадцать минут.

Часовщик повернул рычаг. Резко распахнулись железные створки, и через окошечко в циферблате в крохотную мастерскую вместе со снежной пылью ворвался дневной свет, мгновенно рассеявший чердачный сумрак.

Перед нами стояла металлическая рама, к которой крепились детали механизма. Равномерно поворачивались

Когда требуется «настроить» бой курантов, мастеру приходится проделывать весьма непростые трюки на верхнем ярусе колокольни.