Вокруг света 1985-08, страница 20

Вокруг света 1985-08, страница 20

Танцор, изукрашенный для обрядов корроборри.

...В центре поселения на высокой мачте скрипели лопасти ветродвигателя, соединенного с насосом, качавшим воду из пробуренной в земле тридцатиметровой скважины. Вода лилась с мелодичным звоном в огромный резервуар. Эта скважина крепче любых кандалов приковывала аборигенов к селению. Здесь в редком кустарнике они построили себе нехитрые жилища из коры, веток и листов ржавого железа. Поселение насчитывало около четырехсот душ.

Вальбири выглядят суровыми людьми. У многих мужчин, в особенности у стариков* тела изборожде

ны шрамами. Надрезы на бедрах человек наносит себе сам в знак того, как глубоко и сильно его горе от потери близких. Шрамы ка плечах и спине — следы поединков. Воины вальбири решают конфликты простым путем, требующим фантастической выдержки и мужества. Противники садятся, скрестив ноги, напротив друг друга, один наклоняется и наносит ножом рану другому. Затем наступает черед второго. Так продолжается до тех пор* пока один из них не сдается или, что бывает чаще, не теряет сознания.

Физически вальбири крупные и крепкие люди. У них широкие плечи и сильные мускулистые ноги, горделивая осанка. Согласитесь, не так уж просто сохранять благородный вид,

стоя в лохмотьях в очереди у грузовика, где происходит раздача муки и сахара. У этих людей не было ни тени униженности или раболепства. Когда мы заговаривали с кем-нибудь, вальбири смотрели нам прямо в глаза. У них свои представления о жизни, у нас — свои. Мы обитатели разных миров, и здесь, где наши пути скрестились, они оказались в худшем положении. Но мы — белые,— равно как и они, хорошо понимали, что, лиши нас материальных благ, дарованных обществом, и оставь на произвол судьбы в пустыне, вальбири окажутся сильней. Мы погибнем, а они выживут.

Завязать с ними дружбу за короткий срок ке удалось, требовалось время, чтобы присмотреться друг к другу. Мы не старались искать дешевой популярности, раздавая подарки направо и налево. Вальбири взяли бы их, но прл этом сочли бы нас расточительными дураками.

В первый день мы познакомились с пожилым человеком по имени Чарли Джагамара. В его возрасте обучаться уходу за скотом ка ферме было уже поздно, так что в отличие от молодых его легко было застать в лагере. Несмотря на преклонные годы, он ке выглядел дряхлым и постоянно находил себе какое-нибудь занятие.

Главными орудиями охоты у него были бумеранги и копьеметалка «воммара». Последняя представляет собой приспособление для метания копья, этакую рукоятку-стабилизатор. Что касается бумерангов, то они вопреки распространенному представлению не возвращались обратно. Те, что после броска летели назад в руки, непригодны для охоты. Племена, жившие на восточном побережье Австралии, пользовались ими, чтобы вспугнуть стаю уток: птицы вспархивали и попадали в натянутые сети. Кроме того, бумеранги служили длл забавы. У Чарли бумеранг был оружием. Он представлял собой длинный тяжелый брусок, вырезанный из твердой древесины, с изгибом на конце. Охотник-вальбири бросает его прямо в животное или во врага. Бумеранг не должен вернуться, его назначение — ранить или убить.

Стоит отметить, что Чарли называл эти предметы «бумерангами» и «вом-марами» только для нас, на языке вальбири они звучат совершенно иначе. Слова пришли с юга материка. Европейские колонисты узнали их от тамошних племен. Слова сохранились как единственная память о людях, создавших их. Сами же люди исчезли.

Чарли повел нас к холмистой гряде. Подойдя к лежащим глыбам, он жестами стал показывать, что они имеют особую ценность. На наш взгляд, камни ничем не отличались от тысяч остальных, разбросанных по пустыне. Подняв булыжник, Чарли тремя ловкими ударами отколол от глыбы несколько кусочков и поднес их к моим

18