Вокруг света 1985-08, страница 45

Вокруг света 1985-08, страница 45

свой портной, работающий на подольской швейной машине.

Есть, конечно, и новшества. Гриот, например, кроме выполнения своих прямых обязанностей, работает и в поле.

Здешние каменистые плантации требуют огромного труда. Когда братья Мустафы отвели меня, взмокшего и запыхавшегося, на убранное поле среди скал, мне пришлось напрячь все воображение, чтобы представить себе,, что на этой крутизне, где только камни задерживают землю, в сезон дождей зеленеют ростки маиса, проса или арахиса. Лишь одно преимущество есть у крестьян Манде: дождей здесь выпадает несколько больше, чем в других местах засушливой Мали.

Вечером в честь гостей было решено устроить «большой тамтам» — танцы на площади под барабан. Все население от мала до велика окружило площадь плотным кольцом. Два парня просушили над костром кожу барабанов, раздалась зычная дробь, и в круг впорхнули девушки в ярких длинных юбках. Босые ноги быстро мелькали в пыли, в грациозных ритмичных движениях взлетали вверх шоколадные руки. Двигаясь вдоль ряда зрителей, девушки вдруг накидывали цветной платок кому-нибудь на шею, и человек входил в круг, чтобы проделать хотя бы несколько танцевальных па

Платок неумолилло приближался к

нам, и вот уже мои друзья скачут под звонкий тамтам, пытаясь подражать хозяевам. Как я ни прятался с фотоаппаратами за спинами, меня тоже вытащили в круг. Что мне оставалось? И я проделал несколько движений танца моей юности — твиста. Это вызвало бурную реакцию зрителей, а я, вытирая с лица пыль, ретировался.

Таниы продолжались почти до утра.

Утром для нас снова пел гриот. Он рассказывал об обычаях народа малинке.

.Каждая семья имеет свое поле и обрабатывает его своим трудом, но в деревне немало работ, в которых участвуют все. Если крестьянин строит

Виденье узких улочек, наброшенных частой сетью на город; виденье низких домиков почти правильной цилиндрической формы, с тонкими стенами, сложенными из неровных, непохожих один на другой серых кирпичей, ито были сделаны из вязкого речного ила, со светлыми, словно выцветшими на солнце конусами соломенных крыш; виденье улочек, едва достаточных по ширине для того, чтобы в их пространстве

дом, на помощь ему собираются не только родственники, но и свободные от другой работы соседи.

Незадолго до нашего приезда в Нюмалу ее жители закончили строительство первой школы. Деньги на нее собирали всей деревней. Даже маленькие дети подносили кирпичи, а старики выделяли из своего хозяйства птицу и скот, чтобы кормить работающих. Длинная одноэтажная школа — предмет гордости крестьян. Нас в окружении толпы босоногих ребятишек водили осматривать ее.

Джиги Диабатэ пел о деревне Нюмала, о стране мандинго:

— Я пою вам о вечной стране. Короли сменяли друг друга, а Манде все та же. Города возникали и исчезали, а Манде все та же. Много было королей, но никто из них не мог сравниться с Сундьятой. Страна Манде вечна, и она хранит память о Сундьяте. Вот лес, который любил Сундьята, вот горы, где сражался Сундьята, я проведу вас к реке, где погиб Сундьята. Но дух его вечен, как Страна Манде.

Слово «Нюмала» можно перевести с малинке как «место, где человек вершит добрые дела» или «место, где человек становится добрым». Не берусь судить, насколько верен перевод. Но то, что я побывал среди добрых людей, творящих добрые дела, не вызывает у меня сомнений

На обратном пути в Бамако Муста-фа попросил остановить машину у пролома в горном хребте.

— По легенде, здесь Сундьята разрубил гору волшебным мечом, чтобы могли пройти его войска. Так поют гриоты. Кстати, не сомневайтесь: если через много лет сюда попадут ваши земляки, им со всеми подробностями расскажут о вашем приезде. Со слов Джиги сказание заучит его сын и передаст своему сыну.

— Представляю себе фантастические подробности, которыми обрастет это событие,— сказал я.

— Все будет очень точно,— серьезно отвечал Мустафа.— События сохраняются в сказаниях гриотов, как сохранился древний город Дженне. В сплетенье слов и толще глины...

Бамако

ИЛЬЯ КЕЧИН

толще глины

смогли разминуться груженный поклажей ослик и чернокожая женщина в золоте украшений, грациозно несущая на голове вязанку сучьев...

До чего горячее солнце! Но как спасались от его палящих лучей древние жители этого города? Носили ли они, как теперь их потомки, белые, развевающиеся джеллабе или, быть может, надевали широкополые шляпы из легкого речного тростника?

Как и через тысячу лет, в конце зимы

В сплетенье слов и

43