Вокруг света 1985-08, страница 47

Вокруг света 1985-08, страница 47

КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО

До Дженне-Джено были и другие «Трои»... В XX веке много найдено городов, ушедших от нас, казалось, навсегда. В Южной Америке — Мачу-Пикчу и Чан-Чан, в Армении — Кармир-Блур (Тейшебаини), на Юкатане — Ушмаль и Чичен-Ица, в Средней Азии — Хорезм и Ниса. В XIX веке найдены Вавилон, Ниневия, Ур...

Они долго жили порознь: потерявшие свое прежнее имя городища и предания о могучих, богатых, прославленных городах. Об одних городах слагались песни, подобные гомеровским, о других только местные жители могли рассказать любознательному путнику страшную легенду с привидениями, которые обитают в развалинах.

Конечно, первые европейские археологи искали прежде всего те пропавшие города, история которых стала как бы предысторией Европы,— то есть ближневосточные и античные.

Наше время открыло людям много древних цивилизаций. Сейчас мы знаем, что история человечества едина, что каждый народ внес свой вклад в человеческую культуру.

Одновременно стали широко известны богатые мифы, легенды, эпосы людей, прежде считавшихся дикарями лишь потому, что внешний вид их и образ жизни отличались от европейского. В то же время археологи познакомили мир с вещественными доказательствами существования высокоразвитых культур в Африке, Латинской Америке, на островах Полинезии. Надо сказать, что самых больших успехов археологи добились там, где внимательно относились к фольклору — устному или письменному. Ведь разрушались государства, менялась политическая история, но продолжалась история этническая. И песни, героические сказания, передаваемые из поколения в поколение, единой нитью связывали давно ушедших предков с живущими потомками.

В конце концов, и Шлиман нашел Трою, лишь поверив в то, что «Илиада» рассказывает о реальных фактах! Но «Илиада» была записана, ее текст существовали не мог уже быть искажен.

Руны карелов и финнов, положенные Элиасом Лёнротом в основу великого северного эпоса «Калевала», веками существовали только в памяти певцов. Но жизнь предков финских народов запечатлена в них достоверно и полно. Для этнографов эти руны — вечный и верный источник, как петроглифы, высеченные на карельских скалах, или утварь, найденная в земле, для археологов.

Африканским народам завоеватели отказывали не только в истории, но и в культуре. Считалось, что они жили всегда сегодняшним днем — от одной охоты до другой, от полевых работ сезона дождей до засухи. В сказаниях африканских певцов-гриотов видели в лучшем случае плоды экзотической фантазии. А гриоты в разных концах Западного Судана повествовали об одном и том же: о подвигах принца Сундьяты, о славе древнего города Дженне, о блеске империи Мали. И достаточно было их свести воедино, взглянуть непредубежденным взглядом, чтобы увидеть за фантастическими наслоениями реальную историю, сохраненную в народной памяти. Не зря даже самое нищее селение в Африке старалось иметь профессионального сказителя — благодаря его памяти и умению не уходила в небытие жизнь даже самой малой человеческой общности, а с ней и всего народа.

Ученые молодых африканских государств доказали, что народная память, сохраненная в фольклоре, не менее важна, чем записки путешественников и повествования хронистов.

В соседней с Мали Нигерии ученые внимательно изучают предания народа йоруба о пышном граде Ифе, о племенах, расселившихся из него. Они надеются, что Ифе дождется своих археологов, как дождался Дженне-Джено.

Настоящая история Африки еще только пишется. Но доказано главное — она, как и история Азии, Европы, Америки, часть Истории Человечества.

С. Я. С Е Р О Вг кандидат исторических наук

описать более ста тысяч. И удивительно — почти на каждой найденной вещи было выбито клеймо города!

К концу февраля археологи достигли слоя, датированного 800—1000 годами нашей эры. Между прочим, именно в этот период возник современный, исламский Дженне. Быть может, в древнем, заброшенном городе и скрывалась загадка его рождения?

В одной из ям центрального раскопа показались три наполненные золой чашевидные формы из обожженной глины полутораметрового диаметра. В другой небольшой яме обнаружились перемешанные с костями домашних животных осколки глиняной посуды. Здесь же лопатка археолога наткнулась на что-то очень твердое. Это «что-то» загибалось плавной дугой, образуя окружность. Сомнений не оставалось — перед археологами открылся фундамент круглого дома, построенного древними африканцами задолго до прихода сюда арабов. Л три чашевидные формы являли собой три очага, служившие, судя по всему, для плавки металлов.

Медленно, кирпич за кирпичом, появлялся фундамент дома. И вдруг среди серых прямоугольников обнажился теплый цвет темно-оранжевой терракоты. Минутой позже были очищены

две безглавые статуэтки — на бедрах короткие юбочки, руки сложены на груди. В центральном раскопе археологи обнаружили метровые красно-оранжевые сосуды с каменными крышками: на дне их лежали человеческие скелеты. Смысл этих находок можно объяснить, зная обычаи жителей сегодняшнего Дженне.

Еще в начале двадцатого столетия в записках колониальной администрации упоминалось о том, что при входе в свои жилища обитатели Дженне устанавливают небольшой алтарь, представляющий собой плиту с расставленными на ней статуэтками предка-покровителя. (Безглавые фигурки из древнего города как раз и символизировали это божество.) Обычай же хоронить мертвых в специальных сосудах сохранился и по сей день у бобо и некоторых других народов Мали, не обращенных в ислам. В древнем городе эти сосуды помещались или рядом с домом, или непосредственно внутри его...

Стала попадаться и керамика, время изготовления которой относилось к 400—800 годам нашей эры. По темно-красному глянцевому фону шел белый геометрический узор. Керамика подобного типа была обнаружена как во всех раскопках, так и у самого под

ножия холма. А поскольку раскопы отстояли друг от друга на километр и больше, можно было сделать вывод: полторы тысячи лет назад всю эту территорию площадью примерно в тридцать два гектара населяли люди. Здесь был город и притом хорошо укрепленный. Мощные городские стены достигали в высоту четырех и в ширину трех метров, тянулись же они на два километра.

Последние находки в Дженне-Джено были сделаны на глубине пяти метров от поверхности. Это были следы самых первых поселений... И снова великолепная керамика: легкая, тонкостенная, так называемая «обвязная» — узор наносился прямо на сырую поверхность глины и представлял собой отпечаток веревки. Важнейшая деталь: ученым было известно, что керамику подобного типа делали древние обитатели Сахары между 2000 и 5000 годами до нашей эры. Так вот, оказывается, кто были эти полулегендарные основатели Дженне-Джено! — Древнего Дженне!

Почему жители покинули Дженне-Джено? Теперь ученые были готовы ответить на этот вопрос.

Данные археологических и геологических исследований, проведенных в

45