Вокруг света 1985-09, страница 45мя года, когда люди были свободны от полевых работ. Ремесло это рассматривали как дополнительный промысел. Тщательно промесив глину, ее закладывают в формочки, предварительно смазанные маслом, чтобы глина не прилипала. Изнутри заготовку выскабливают, так она будет легче, быстрее сохнуть. Сушат их на солнце, грунтуют, а затем расписывают яркими красками. Любимый образ — упитанный розовощекий малыш Панвава. Ведь каждая крестьянская семья мечтала иметь сильного, здорового сына — продолжателя рода. Если в семье не было сыновей, фигурки приносили в дом, чтобы небо ниспослало здорового малыша. Существует несколько вариантов фигурок Панвава. Самый распространенный — сидящий мальчик в красном кафтанчике, расписанном розово-белыми пионами. В руках он держит крупный персик — символ долголетия. Другая фигурка — чуть меньшего размера — мальчик в красном фартучке с огромным розовым лотосом, символизирующим чистоту и мир. Очень часто изображали улыбающегося мальчика-пастушка и лежащего буйвола. Малыш нежно обнимает буйвола, без которого немыслимы жизнь и труд крестьянина. Колорит строится на сочетании фиолетовых и розовых цветов и нескольких легких мазков золотой краски, но излишней пестроты и яркости нет. А рядом двойники Хэ-Хэ — гении согласия и единения: у них смеющиеся лица, одежда с широкими рукавами, на поднятых ладонях — ларец с деньгами или драгоценностями. Ларец украшают легкие золотые штрихи. Самая любимая игрушка — сказочный лев. У него ярко раскрашенная голова, выпученные глаза, открытая пасть, пушистые белые усы и брови из кусочков меха. Поперек туловища — бумажная муфта. Подвигаешь половинки — лев грозно зарычит. Многие темы мастера брали из классического романа «Путешествие на Запад», популярнейшего в народе. Они часто лепят героя романа — царя обезьян Сунь Укуна и его приятеля — вепря Чжу Бацзе. Можно увидеть в глиняной игрушке и сюжеты пекинской оперы и представлений теневого театра. Не одной глиняной игрушкой славился уезд Гаоми. Здесь еще и картины рисовали. Они подразделяются на три большие группы. «Няньхуа» — новогодние лубки, которые печатают на бумаге с деревянных досок. Изображения духов-хранителей вешали у входа в дом. А над окном — горизонтальную картину, по обеим сторонам — вертикальные. Окно как бы заключалось в яркую красочную рамку. На одном горизонтальном лубке изображена легенда о Пастухе и Ткачихе. 45
|