Вокруг света 1985-10, страница 41Создана эта статуэтка гораздо позднее викингских времен — в середит XVII века, когда в Копенгаген королю привезли четырех гренландцев. В руках у скрелинга бивень нарвала, самая большая ценность островитян. таком же сочетании. Меховые сапоги и меховые чулки, на которые к тому же надеты мягкие тапочки из заячьей шкурки. Голенища сапог завязаны под коленями, зато анорак и рубаху носят без пояса, и это обеспечивает великолепную вентиляцию. Одежда эта так скроена, что совершенно не стесняет движений. Пришлось заночевать на морозе — закопайся в снег, втяни руки внутрь одежды, и холод не страшен. Летом можно снять верхний костюм и остаться только в нижнем. Лето все-таки арктическое, от жары тут не задохнешься, зато от гнуса такая одежда защищает все тело. Недаром один из путешественников, полностью перешедший в Арктике на иннуитский костюм и манеру питания (мясо в основном), написал: «Эскимосы создали костюм, а костюм создал эскимосов». Летом 1972 года охотники-иннуиты братья Ханс и Йокум Грэнвалды натк- Эта нижняя одежда, похожая на шорты, и высокие — выше колен — сапоги сшиты из тюленьей шкуры, мягкой и очень прочной. нулись близ заброшенного поселка Килакитсок на западном побережье Гренландии на древнее захоронение. То были тела женщин и детей, похороненных пятьсот лет тому назад. Сухой холод и прекрасная вентиляция могильника привели к тому, что тела мумифицировались. Великолепно сохранилась меховая одежда. Находка оказалась столь значительной, что над ней несколько лет работало около полусотни ученых. Стало возможным выяснить и какими болезнями страдали древние обитатели Гренландии, и чем питались, и как одевали малышей: самая крошечная из мумий — шестимесячный младенец. Нас в данном случае интересует одежда. Во-первых, она почти не изменилась за эти пятьсот лет; во-вторых, она наглядно показывает культурное единство иннуитов на всем гигантском пространстве от мыса Дежнева до Гренландии. Одна лишь эта одежда сама по себе — значительный вклад в общечеловеческую цивилизацию. Ведь Север начали осваивать, и тысячи людей пришли туда и смогли выдержать экстремальные условия жизни благодаря тому, что переняли у северян их навыки. Люди пришли разные, но на канадском севере всех их объединяет одно: никто из них не намерен остаться здесь навсегда. Есть даже такое понятие — «канадский метод освоения Севера». Арктика — это только место работы, но никак не место жизни. Во многом это определяет их психологию: после нас хоть потоп. Но для иннуитов Арктика и есть единственное место, достойное человека... Не так уж много осталось тех, кто ве- ИнИЦИ I ы UKUJUAUCb 11(41 [КJ Hi денными шахматистами, редкий из них едет в гости к соседям без шахмат. Из мыльного камня — традиционного материала иннуитских поделок — вырезаны эти фигурки. Конечно, на родине игры — в Индии не узнали бы, что они изображают дет традиционный иннуитский образ жизни: изрядно поредели стада «тук-ту» — оленей-карибу, меньше стало моржей в прибрежных водах. Под напором английского языка сдают свои позиции иннуитские диалекты. Спору нет — знать английский полезно и необходимо, чтобы открыть себе путь к образованию. Но предки знали десятки слов только хотя бы для обозначения оттенков цвета снега и состояния льда, но, правда, всего лишь одно — для всех деревьев. Молодежь не спутает вяз с пальмой, но что в этом толку, если и то и другое дерево они видят лишь в кино? Весной устремляются на север стада оленей-карибу. Не те, говорят старожилы, стада, не такие олени. И все-таки это лавина. В горных теснинах, у речных бродов ждут их охотники-иннуиты. Больше — в летах, но есть и молодые, и тоже меткие стрелки. Нужны запасы мяса на долгую зиму, шкуры — на одежду и палатки. Оленина — жесткое мясо, а для иннуитов она лучше консервов. Охотники не бьют оленей больше, чем нужно для пропитания, и большая часть тукту проходит на северные пастбища, а потом возвращается на юг. Чтобы весной снова вернуться в страну настоящих людей. Л. МАРТЫНОВ 39 |