Вокруг света 1985-10, страница 8- ' ■ J S ^^ St * . * * v Ч * • ШШвОЖ- • - •• • " '* ■ - ••* - • .г ■ А' V fiVr > МИХАИЛ РОДИОНОВ, кандидат исторических наук Фото автора ЛЕЙПЦИГСКИЙ БЕДУИН АБДАЛЛАХ ШТАИН Наконец-то я на родине Абдаллаха! — Ахлян, йа Миша! Добро пожаловать, о Миша! — приветствует меня бедуин из племени шаммар-джерба, имеющий девять братьев бедуинов и прочую несчетную родню по восходящей и нисходящей линиям. Мы стоим у входа в знаменитый погребок Ауэрбаха, где изображена одна из сцен «Фауста» Гёте, Здесь Мефистофель ввел своего подопечного в компанию гуляк-студентов, извлек из досок стола фонтаны изысканных вин, обернувшихся огненными языками, и улетел вместе с Фаустом к ведьмам на гору Брокен. В память об этой истории в вестибюле установлена бронзовая пара — обольщающий Мефистофель и задумчивый доктор Фауст в широкой мантии. Бронза черная, но левый башмак доктора горит золотом. Мимо проходит парень в джинсах и свитере. Рукавом проводит по сияющему металлу и здоровается с Абдаллахом: — Добрый день, герр доктор. — Наш местный обычай.— объясняет тот, кивнув юноше.— Чтобы хорошо сдать экзамен, студент должен почистить башмак доктору Фаусту. Абдаллах знает, что говорит: сам выпускник Лейпцигского университе та — он же доктор Лотар Штайн. Сын пекаря из пригородной деревеньки Мелькау, директор Лейпцигского музея этнографии, он был усыновлен бедуинами и получил новое имя Абдаллах — дословно «раб Аллаха», или просто «человек». Но произошло это не сразу. Сначала Штайна посылают в Судан— пополнить коллекции Лейпцигского музея этнографии, почти целиком уничтоженные во время второй мировой войны. Потом аспирантура в институте имени Юлиуса Липса при Лейпциг-ском университете и другой университет— Багдадский; усиленные занятия арабским языком. И только после этого он отправился к бедуинам. — Нельзя быть гостем у бедуинов много месяцев подряд,— так любит это объяснять Лотар-Абдаллах. — Обычай пустыни заставляет их ежедневно резать барашка и устраивать торжественную трапезу. Г ость входит — все поднимаются, гость выходит — опять все встают. Гость кончил еду, и сотрапезникам далее вкушать пищу не пристало. Накладно получается. Куда проще принять гостя в члены племени и подарить ему десятка два овечек. Так и произошло со мной более двадцати лет назад. Мои овечки, должно быть, превратились в порядочное стадо! Он говорит о себе с юмором, и совершенно ясно, что не только соображениями экономии руководствовались гостеприимные и гордые шаммары. Вот как написал Лотар Штайн в своей книге «В черных шатрах бедуинов»: «Разумеется, бедуины принимают в свои ряды не каждого. Предварительно он должен подвергнуться хотя и незаметным, но очень серьезным испытаниям. Я должен был участвовать вместе с ними в скачках без уздечки и стремян, \оОиллак Лотар Штайн со своими со-п п-миннниками шаммар-джерба. Самовар пришел в свое время из России. Но стал настолько своим в Йемене, чго сменил имя на «самауар» |