Вокруг света 1986-01, страница 57

Вокруг света 1986-01, страница 57

ДОМ ДЛЯ БАБОЧКИ

За стеклами машины висел промозглый серый день — разгар английской зимы. Шоссе скучно блестело, прорезая ржавые буковые рощи на холмах Уэльса Тугие спирали вечного плюща густо и живо зеленели на оголенных придорожных тополях. Тощий дымок вился над кучей палых листьев. И оттого, казалось, шевельнулись крылья синей бабочки на фанерном щите. Такие бабочки здесь не водятся, их увидишь лишь на стендах музея естественной истории и в сувенирных лавках, торгующих тропической экзотикой.

Мы проехали бы мимо, но глаза успели ухватить надпись: «Баттерфляй фарм». Интересно, что это за «ферма бабочек»?

«Ферма» размещалась в одноэтажном бараке. На звяк дверного колокольчика никто не вышел. Оглядываем пустоватую комнату с узкими стеллажами

Но вот, откидывая с полей широкой шляпы частую сетку, входит из внутреннего помещения пожилой человек.

— Хотите посмотреть бабочек?

Из-за двери веет влажной духотой.

Спустя десять минут все еще стоим перед темными барабанами из мелкоячеистой сетки на проволочных каркасах. В одном — мелкие червячки, облепившие изгрызенные листья. В' другом — гусеницы покрупнее. А вот и вовсе толстяки, движения их медлительны, степенны, упитанные тельца важно колышутся. Под их жвалами исчезают прямо на глазах крупные, со спичечную головку, куски листьев. В последней сетке едва темнеют куколки, замершие в просветах меж тесными нитями серебристых коконов.

— Тутовый шелкопряд,— хозяин «фермы» поворачивает сетку на оси.

«Фермером» он стал недавно, уйдя на пенсию. Поселился здесь, арендовав

небольшой участок бросовой земли прямо при дороге. Пенсия учителя биологии заставила подумать о приработке. Завел небольшую пасеку. Да какой уж тут мед: рядом —дышащая бензином полоса, по которой круглосуточно гонят в четыре ряда машины. Сегодня вот в последний раз окуривает десяток ульев: надо с ними расставаться. Прошлым годом завел этот инсектарий — вроде инкубатора для насекомых. На зиму оставит только шелкопрядов. Запас листвы пока есть, но через неделю жизнь в сетках-барабанах замрет.

— Вот последний урожай этого года.— Он откидывает занавеску со стеклянного садка. За стенкой его черное бархатное тельце с бледно-зелеными серповидными крыльями тянется к теплу обогревательной лампы.

— Лунная. Из Индии. Хороша? У меня их уже десяток. Купил грены, вывел. Только отсев большой...

55