Вокруг света 1987-09, страница 46

Вокруг света 1987-09, страница 46

вивают скорость до 200 километров в час и сопровождаются разрушительной воздушной волной.

До тех пор пока люди не сталкиваются с лавинами, они их не замечают. Но сегодня контакт человека с горами, а значит, и с лавинами гораздо шире, чем раньше: в горах работают исследователи, строители, спортсмены. И хотя принимаются меры безопасности, несчастья от лавин все чаще. Возникают они либо от ошибок человека, либо из-за непредсказуемых аномальных снегопадов.

Наш век изобилует крупными сне-гола винными катастрофами (впрочем, и в прошлом, вероятно, их было немало — просто' мы многое плохое забываем, по хорошему свойству человеческой памяти). Известный советский специалист по лавинам Ким Семенович Лосев в своей книге «По следам лавин» рассказывает, что во время первой мировой войны на австро-итальянском фронте в Альпах от лавин погибло 60 тысяч солдат — больше, чем в результате военных действий. В один лишь день, 16 декабря 1916 года, лавинами было засыпано более шести тысяч солдат! Объяснялось это огромной концентрацией войск в горах и необычайно снежной зимой.

Трагедии продолжаются в Альпах и в мирное время: только за двадцать лет (1950—1970 гг.) в Австрийских Альпах погиб от лавины 751 человек, в Швейцарии ежегодно погибает 25 человек...

Список катастроф можно продолжать долго. Место происшествия: горы Земли.

Кавказу в этом списке выделено печально ведущее место. Еще 2000 лет назад в своей «Географии» Страбон писал: «...и на Кавказе лавины подстерегают путешественников и взымают много жертв». Как считает Г. К. Тушинский, именно активизация лавинной деятельности в XIII— XIV веках была одной из причин падения государства аланов: в результате участившихся суровых и многоснежных зим на Кавказе были уничтожены лавинами многие высокогорные селения и дороги. С тех пор селения располагаются намного ниже по склонам.

Я слушаю Володичеву, а в голове упрямо бьется вопрос: «Значит, история уже сталкивалась с аномально снежными зимами... Повторятся ли в будущем рекордные снегопады прошедшей зимы? Что это было: чрезвычайное происшествие столетия или следствие динамики климата XX века и рекорды станут нормой?»

СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ НЕ ЖДИТЕ

Есть в Москве производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве. Возглавляет отдел вычислительных средств института Валентин Федорович Гракович. Ученый-ла-винщик, крупнейший специалист по математическим методам прогнози

рования лавин и их разрушительной мощи, альпинист, мастер спорта СССР, кандидат географических наук. Гракович руководит направлением инженерной защиты от опасных природных явлений: снежных лавин, селей, оползней и обвалов.

С Валентином Федоровичем и шел разговор о климате и лавинах.

Существуют два сценария изменения климата: потепление, связанное с антропогенной деятельностью, накоплением в атмосфере углекислого газа и усилением парникового эффекта, и похолодание, связанное с астрономическими циклами колебания количества солнечной энергии, получаемой земной поверхностью.

Формирование климата планеты — сложнейший процесс, в котором участвуют солнце, атмосфера, океаны, вулканы, биосфера. На климат влияют тысячи причин, которые в настоящее время в созданных моделях полностью учесть нельзя. Поэтому среди специалистов и нет единства в оценке последней зимы, как нет его и в прогнозе — каким будет климат? Потепление или похолодание?

Основываясь на анализе лавинной ситуации в прошедшие десятилетия и ее связи с метеофакторами, специалисты утверждают следующее.

Потепление климата, с повышением глобальной температуры на 1 — 3°С, приведет к увеличению осадков и росту активности лавин в высокогорье Кавказа. В среднегорье лавинная опасность ослабеет.

При похолодании климата зимы станут суровее: подобные зимы за 1950—1980 годы трижды были на Кавказе, и они характеризовались массовым сходом крупных лавин.

— Заключение специалистов сурово,— сказал Гракович.— Позвольте, я приведу его, не упрощая сложный научный язык: «Антропогенные воздействия должны привести к изменению циркуляционных процессов и повышению климатических экстремумов. При этом уязвимость народнохозяйственных объектов от лавин будет возрастать. Особенно это касается быстро осваиваемых низко- и среднегорных районов. Здесь на фоне общего ослабления лавинной опасности, при аномальном развитии атмосферных процессов будут наблюдаться кратковременные периоды с необычайно мощной лавинной деятельностью. Поэтому сход разрушительных лавин будет возможен там, где в современных климатических условиях они не наблюдаются». Это вывод диссертации Александра Олейникова, защищенной в 1985 году в Институте географии АН СССР.

— Итак, похоже, ученые спокойной жизни не обещают,— заметил я.

— Почти во всех встречах человека с лавиной есть общее,— сказал Гракович.— Это полнейшая неожиданность. Именно внезапность лавин и приводит к катастофе. Так вот, чтобы исключить эту внезапность, а точнее, свести ее к минимуму, и работают специалисты над прогнозом лавинной опасности.

Составление прогнозов, рассказывал Валентин Федорович, очень сложный процесс. Снег — самое изменчиво^ вещество на свете. Плотность и прочность его изменяются в широких пределах: от свежевыпавшего снега, легкого как пух, до фирна, тяжелого и прочного почти как лед. Лавина возникает там, где сила тяжести, тянущая снег вниз, становится больше силы сцепления, удерживающей его на склоне. Чтобы составить прогноз, нужны и метеоданные, и данные о крутизне склонов, и характеристика снега на склоне, и многое-многое другое, что вводится для анализа в ЭВМ.

Но прогноз — это полдела, даже треть от всего комплекса противола-винных мероприятий. В интенсивно осваиваемых горных районах один лишь прогноз гарантированной безопасности дать не может. Поэтому приходится думать и о том, как обустраиваться в горах с учетом опасности, как уменьшить ее защитными сооружениями — дамбами, щитами и лесоразведением на склонах, как создать четкую противолавинную службу. И сейчас приходится решать эти проблемы, имея в виду возможность повторения сверхснежного года.

ЛОВУШКА ДЛЯ «БЕЛОЙ СМЕРТИ»

Решено: еду в Нальчик, где находится Высокогорный геофизический институт и где ведутся работы по созданию методики предупредительного спуска лавин в горах нашей страны.

...Ультрасовременное здание ВГИ расположено на центральной улице города; голубая сфера купола радиолокатора на левом крыле здания, ствол зенитки, нацеленный в нависшие над городом облака, напоминают об активной роли этого института в борьбе с градом и снежными лавинами.

Сегодня город взят снегопадом в осадное положение. Лафет зенитки, ствол ее, нацеленный в небо, покрыты слоем снега, снежинки слипаются в воздухе и падают хлопьями...

Руководитель группы прогноза и активного воздействия на снегола-винные процессы Виктор Николаевич Путрин — в прошлом выпускник Московского авиационного института (мне стало проще разговаривать — я тоже заканчивал МАИ), тридцатилетний доброжелательно улыбающийся парень,— рассказал мне о про-тиволавинных отрядах и с не го л а винных станциях и предложил съездить на Рокский перевал и в Приэльбрусье, чтобы на месте познакомиться с людьми, несущими нелегкую службу.

Лента шоссе уходит прямо на Бес-лан, а наш «уазик» сворачивает на асфальт Кавказской перевальной автодороги. От берегов Терека дорога поднимается на Главный Кавказский хребет и, прежде чем нырнуть в туннель под Рокский перевал высотой 2995 метров, проходит мимо 120 лавинных очагов — опасных в течение