Вокруг света 1988-09, страница 20латый ангел, кланяясь публике, обращается к ней со словами: «Мы пришли до вашей хаты, чтобы все вам рассказаты про чудесную новину, про небесную дытыну...» Были в этой народной сказке и зловещая фигура Ирода, и мудрый пророк с книгой в руках, были воины и была Смерть с косой, которая снесла голову злодею, повисшую на красных нитях. Фигуры двигались, жестикулировали, менялись местами, рогатый Черт толкал Ирода вилами в пекло. Текст проговаривался ровно, без особых аффектаций, но «голоса» героев при этом были легко узнаваемы: за счет повышения или понижения тона. Такая манера по неписаным театральным законам означает некую каноничность текста, его независимость от чтеца: малейшая импровизация непременно выдала бы себя. Едва успел Ирод провалиться под сцену, как раздался стук в дверь — соседи прослышали про готовящееся представление. Красивая сказка начинается с начала. А я тем временем получаю возможность понаблюдать за работой кукольника «за сценой». Удобно устроившись на низенькой скамеечке, Владимир Иванович левой рукой через круглое отверстие отправляет наверх ангела, держа его за проволочный стержень, и продвигает по прорези на середину, а правой рукой, дергая за нити, заставляет его взмахивать крылами. Зригели — пожилая супружеская пара и их молодые гости, очевидно, родственники из другого села. Старшие, похоже, не первый раз на представлении, но наблюдают за происходящим на сцене с неподдельным интересом. Молодые же реагируют на реплики шумно, эмоционально, жестикулируют, хлопают в ладоши — вот ведь повезло, в своем селе такого не увидишь! Сочувствую жене Владимира Ивановича — теперь гости пойдут один за другим: им развлечение, ей — хлопоты. Я же наутро, попрощавшись с хозяевами, уезжаю, чтобы попасть уже на «пастерку». Впрочем, коляд -ников можно увидеть и в Нижанко-вичах, и в любом другом селе Западной Украины. Но, как уверили меня люди знающие, смотреть их нужно именно в Розвадове: там игра наиболее традиционна, а костюмы участников особенно живописны. Ради этого стоило проехать двести километров. И вот к нужному часу я в Розвадове, селе на берегу Днестра. Погода на рождество, даже по здешним понятиям, стоит необычайно теплая — днем градусов двенадцать-четырнадцать выше нуля, снега нет и в помине. Вечера влажные, туманные. Сквозь мглистую дымку мелькают на центральной улице фигуры в странных нарядах, с большими свертками и какими-то длинными палками в руках. Это спешат на сбор своих ватаг школьники и ребята постарше, которые нынешней ночью превратятся в пророков, волхвов, царей, воинов и пойдут по дворам рассказывать веч «Рождество Христово», народная живопись XVII века. Фрагмент. Колядники. 18 |