Вокруг света 1988-09, страница 21ную сказку про злого царя Ирода и про его бесславную погибель. Искать их в большом селе бесполезно. Нужно смирить нетерпение и, сидя дома, ждать их шумного появления — обязательно придут. Вот и в самом деле за окнами шум, пение, и на пороге возникает живописная группа. Первыми заходят в хату два ангела и ставят на стул ящичек с декорацией — некий упрощенный вариант кукольного вертепа, называемый шопкой. В нем вырезанные из дерева фигурки богоматери с младенцем. Ангелы приветствуют хозяев и возвещают «великую новину» — новость о рождении Христа. За ними с той же вестью появляются библейские пастушки, затем три волхва в роскошных одеждах и с дарами, а вслед им врывается в алой накидке и сам разгневанный Ирод. Выведав про новорожденного, он приказывает своим воинам: «По всему краю идите, всех детей до двух лет убивайте. И чтоб выполнить мое повеление!» Ирода пытается увещевать пророк, грозя ему смертной карой за такое злодейство. Ирод возмущен: — Ты что же, пророче, царя смертью смеешь пугать? Да где же ты бачил, чтоб царь смерти боялся? Входит Смерть с косой. — Так ты, царь, говоришь, что смерти не боишься? Не такие герои были, як ты. За то, что ты приказал детей поубивать, я тебе голову сниму, а Черт придет и твою грешную душу в пекло заберет! И в следующий миг царская корона летит на пол. Злодей повержен, а странник Марко с длинным посохом,, преклонив колено, желает счастья и процветания хозяевам, их дому, всему селу, матери-Украине. Отведав сладкой кутьи — особого обрядового блюда из орехов и меда, получив в награду за представление конфеты и печенье, актеры спешат в соседнюю хату. Но не проходит и часа, а на дворе снова шум и песни: пришла еще одна группа колядников! Спектакль повторяется, текст почти тот же, наряды еще пышнее, а царь Ирод еще злее... Рождественская ночь была, кажется, нескончаемой. Словно кузнец Ва-кула, уцепившийся за лунный серп, я был, как и подобает участнику сказки, перенесен глубокой ночью во Львов, где попал еще на два вертепа. Там их исполняли молодые художники, артисты, студенты. В библейский сюжет вводились новые персонажи, канонический текст полнился импровизациями, а маскам и реквизиту позавидовал бы королевский театр. Когда под утро львовские «пастушки» вышли на улицу и во весь голос завели прощальную колядку, в окнах спящих домов зажглись огни и жильцы... нет, не стали браниться за нарушенный покой, а запели вместе с ряжеными. А кто-то в белой рубахе, на ходу надевая ботинки, уже бежал к ним под дождем с угощением... Львовская область Кукольный вертеп В. Шагалы. 19
|