Вокруг света 1988-09, страница 50«Меня очень интересуют загадочные явления природы, и среди всех прочих особое место занимает феномен «снежного человека» Откуда только не поступают сообщения о нем! Кажется, еще немного — и эта загадка будет разгадана, но увы. Реликтовый гоминоид будто насмехается над нашей беспомощностью, но я верю, что мы обнаружим его. А вы?» — спрашивает Н. САВЕЛЬЕВ из Москвы. Публикуя подборку материалов, связанных с поисками реликтового гомино-ида, редакция не претендует на полноту охвата этой большой темы и надеется, что отклики читателей, среди которых, конечно, будут и оппоненты, помогут продолжить интересный и полезный разговор в будущем году. М. БЫКОВА. Вспомните сказку С. Аксакова «Аленький цветочек». Купец забрался в лесные дебри, и вдруг «...вырос как будто из земли перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так, какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким... У честного купца от страха зуб на зуб не приходил... Раздался в лесу хохот, словно гром загремел...» И откуда только почерпнут этот заморский образ? Крупный русский бытописатель и знаток природы П. И. Мельников (А. Печерский), рисуя ветлужские и вятские леса второй половины XIX века, места между реками Унжей и Вяткой, берега притоков левого берега Волги — Линды, Керженца, Ветлуги, Кокшаги, пишет: «Зимой крещеному человеку в лесу окаянного нечего бояться. С Никитина дня вся лесная нечисть мертвым сном засыпает: и водяник, и болотняник, и бесовские красавицы чарус и омутов — все до единого сгинут, и становится тогда в лесах чисто... Спит окаянная сила до самого вешнего Никиты (5 сентября, весенний — 3 апреля), а с ней заодно засыпают и гады земные... Леший бурлит до Ерофеева дня (4 октября), тут ему на глаза не попадайся: бесится косматый, неохота ему спать ложиться, рыщет по лесу, ломит деревья, гоняет зверей, но как только Ерофей-Офеня (4 октября) по башке лесиной его стукнет... окаянный спит до Василия парийского, как весна землю парить начнет (12 апреля)». Семидесятипятилетний Егор Акимович Яковлев (отличавшийся не только отменным душевным здоровьем, но и определенным общественным положением) так поведал о событиях 1909 года возле деревни Коробово Андреевского района Смоленской области (губернии). Было ему в ту пору 10 лет. Однажды в сумерках они отправились с отцом в лес, чтобы привезти домой несколько вязанок дров, заготовленных для помещика. Из одной на поляне выбрали чурбачков. А чтобы не очень заметна была пропажа, решили и из другой вязанки неподалеку дров набрать. Но тут услышали шаги. Решили, что лесник, замерли. Вдруг видят, из лесу вышел человек, ростом метра два с половиной. Раздет, волосат, лицо страшное. Поняли сразу — перед ними лесовик. Отец попытался его несколько раз перекрестить трясущейся рукой, но, увидев, что тот не растворяется, бросил эту затею. Мальчик стоял за спиной отца, потянулся было рукой к топору, привязанному к поясу сзади, да тот углядел и угрожающе стал подступать. Отец пришел в себя первым и говорит: «Ежели ты добрый человек, то подходи к нам покурить, а ежели лесовик, то уходи поскорее». Тот в ответ что-то пробормотал невнятное и удалился. А отец с сыном быстро возвратились домой. Женат был Егор Акимович на женщине из своей же деревни. В отроче стве с ней тоже произошел из ряда вон выходящий случай. Пошла она осенью по грибы. Набрав лукошко, уже возвращалась домой, когда ее остановил детский плач. Она сошла с тропинки, раздвинула кусты и увидела... маленького ребенка, который лежал на пучке жухлой травы. Он был немного волосат, лицо страшненькое. Преодолев отвращение, она взяла его на руки и стала качать. В это время почти бесшумно раздвинулись кусты, и девушка увидела перед собой лесовую. Та подошла, одной рукой взяла малыша, прижала к себе, а другой подхватила траву-подстилку и не торопясь удалилась. Девушка, забыв о лукошке, бросилась со всех ног домой. Уже в конце XVIII и в самом начале XIX века авторы трудов, посвященных мифологии славян, не только упоминали лешего как одного из наиболее распространенных образов, но и указывали на общность представления об этом славянском существе с мифическими образами других народов. Все рассказы о лешем, как и об античном пане, сатире, силене, фавне, эстонском лесном духе, кавказском дэве, южнославянском волчьем пастыре, скандинавских скугсмене и юлбоке, мордовском дячке и его спутнице, например, той же мордовской виряве, немецких моховых старушках — родственны. Есть и бродячие сюжеты с соблюдением, конечно, национального своеобразия. Русские рассказы о леших подтверждаются точными записями наших дней, пишет автор книги «Мифологические персонажи в русском фольклоре» Э. Померанцева. «Существует много рассказов среди мужиков, кого, когда и как леший пугивал»,— сообщал корреспондент из Вологодской губернии. И в этих бывалыцинах нет того ощущения ужаса перед раскрывающимся во время повествования миром неведомого, как в быличках. Леший в них человечнее, обыкновеннее, ближе и к рассказчику, и к слушателю. Он вместе с пастухом ест кашу, выпрашивает кусок хлеба, его можно задобрить. Э. Померанцева пишет о лешем: «Это скорее человек»... Или же можно незначительно изменить: «Если это не человек, то реальный зверь!» Сейчас уже накоплено достаточно конкретных фактических материалов, которые именно в сумме представляют практический интерес и заставля По завтрашним страницам ют в каждом случае быть внимательным к деталям. Как известно людям, интересующимся таинственным животным не один десяток лет, у всех этих чудищ, лешаков нет устройства, позволяющего, по выражению Б. Ф. Поршнева, членораздельно говорить. Однако в книге «О начале человеческой истории» он пишет, что у порога человеческой истории суггестия (внушение) становится фундаментальным средством воздействия на поступки и поведение других... Вопрос о внеречевом входе в сознание поставлен и В. Налимовым в статье «Непрерывность против дискретности в языке и мышлении». Там речь идет об умении управлять сознанием, не обращаясь к помощи языковых средств. Внушение, гипноз? Можно возразить — сказки сказками, а в действительности? Заглянем в сугубо научное издание — «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири», которое только что вышло. «Мне было лет восемь или девять. Я помню, это было в Ильин день. Мужики наши кумакинские мылись в бане. У нас же в деревне бани все на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в Нер-чу ныряют. Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мишиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела, и говорит: — Это что ж такое они вытворяют? Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья пророк в воду (...) —только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто-то — косматый, черный — и давай из воды выскакивать. Унырнет — снова вынырнет, унырнет — снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны, по самую з... Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не мог» Но надо было наконец хотя бы попытаться выяснить, кто скрывается за лешими и домовыми! Отправляясь в путь в 1987 году на встречу с реликтовым гоминоидом по кличке Меченый, я еще и еще раз мысленно представляла себе, с чем 48
|