Вокруг света 1988-09, страница 54— Засада! — выпаливаю.— Имитируем общий уход, затем разделяемся. Вдвоем с тобой, Слава, сидим в палатке, ребята идут куда угодно. Прячась за береговыми кустами у ключа, мы со Славой тихонько вернулись, вползли в палатку и залегли с фотоаппаратами наготове. Прождали его всю ночь — не пришел. Наверное, устал ждать от нас мясной подачки. Охоту мы ему, верно, испортили в первый вечер — зверей подраспугали. А есть-то надо. Вот они отправился искать добычу. — Или залег от непогоды,— гадаем тихонько в палатке. Лузин отзывает меня: — Отсюда смотрите. Я вздрогнул: на камне, если косо смотреть с расстояния нескольких метров, видны великанские следы босых ног. Правой и левой. Они выбиты мелко. Или — размыты дождями, ветрами, временем... Подходим — ровно 20 спичечных коробков в длину каждый отпечаток. Метровые следы раздвинуты на шаг, но — какой-то неторопливый, величественный, что ли... Что это — языческий алтарь, памятник ли ламаистского божества? А бурятские деды, помню, объясняли: в тайге есть камни, на них следы и коровы, и лося, и изюбра, и кабана, и медведя остались. Да, наверное, это тебя, хырхы-ш у н (хозяин), просил старый бурят об охотничьей удаче, въезжая в лес по сено, по дрова ли, когда в одиночку (это особо подчеркивают люди!) тебе, хырхышун, молился... Один на один ты, хозяин, страшен. Так между Сциллой и Харибдой суеверия и науки скользнула наша маленькая экспедиция в один из удивительных уголков Забайкалья, чтобы привезти этот небольшой отчет. Фотографии гоминоида мы не добыли. И все-таки он бегал вокруг нас. Ждал от нас чего-то. Мы-то это знаем точно. Нас теперь не собьют с толку ничьи опровержения... Б. ЭЙВЕЛЬМАНС (отрывок из книги). «И еще один нетрадиционный район обитания загадочных существ. Почему я обратился к Африке? Да потому, что раньше о реликтовых го-миноидах говорили только, когда возвращалась очередная экспедиция из Непала или Китая. А огромный малоисследованный континент, оказывается, хранит множество криптозооло-гических тайн. Я обработал сотни источников и написал книгу о снежном человеке в Африке. Слухи о живых ископаемых гоми-ноидах здесь ходили из страны в страну. Особенно много свидетельств в районах, примыкающих к экватору. А в древности многие греческие, римские, арабские историки и хронисты упоминали о диких волосатых людях, на которых охотились местные жители, причем речь, судя по описаниям, шла не о человекообразных обезьянах На рисунках, которые мне удалось добыть, изображены два таких существа — какундакари и кикомбо из северо-западного Заира. Все началось с того, как трое людей — капитан из Бристоля, французский путешественник и немецкий охотник — объявили в начале века о существовании в Габоне и Конго «трех больших обезьян без хвоста». Первые две оказались гориллой (эбу-бу) и шимпанзе (секо). А третья? Ее называли дедьека, или додьека. Так возникла загадка «третьего антропоида». Зоологу парижского музея естественной истории Анри Невиллю удалось получить череп этого существа, и он заключил, что тот отличается от черепов шимпанзе и горилл. Его обладатель (или обладательница) имел рост до 2 метров 20 сантиметров. Во французском научном журнале «Маммалиа» была опубликована статья, в которой осторожно говорилось: «Кроме шимпанзе и гориллы, в Габоне существует антропоид, которому местные жители приписывают повадки, не свойственные двум первым животным. Речь идет о виде, находящемся на грани исчезновения и живущем в отдаленных малоизученных районах. Это усложняет поиск». Некоторый свет на проблему пролили сообщения путешественника Жоржа Триаля в книге «Десять лет охоты в Габоне». Однажды, когда он плыл от озера Огемуэ по реке Верхняя Мбанге, то встретил молодого человека, занимающегося лесоразработками, и тот рассказал ему об... орангутане, который сеет ужас среди жителей района и которого он предпочитал бы увидеть убитым. Триаль с иронией спросил, не о той ли обезьяне идет речь, которая живет в лесах Индонезии? Человек обиделся. «Орангутан, о котором я вам говорю,— всамделишный, настоящий красавец, рыжий, вернее, желтый, проворный. несмотря на огромные размеры. У него удивительный голос, который я до сих пор здесь никогда не слышал, местные жители его панически боятся. Триалю удалось участвовать в охоте (не давшей результатов) на кулукамба и он отметил, что по многим признакам тот похож на метиса гориллы и шимпанзе. В принципе такое скрещивание возможно, однако потомство оказывается стерильным. Во всяком случае, дебри Центральной Африки еще хранят много зоологических тайн». Б. Ф. ПОРШНЕВ. «Нам говорили: слова—не доказательство Мы опираемся не на свидетельства того или иного человека. Любое может оказаться заблуждением или неправдой. Но таких показаний много. А это уже не просто слова, а факт, и он ошеломляюще упрям». М. БЫКОВА. Сегодня большинство отечественных периодических изданий почему-то с удовольствием публикует сведения о встречах с интере- За гад очное существо — кикомба из Центральной Африки. Рисунки сделаны на основе свидетельских показаний. сующим нас животным за рубежом. То, что мы услышали сейчас, долгое время в печать не допускалось. Таким образом, выходит, что у этой темы в нашей стране вроде бы нет сегодняшнего дня. Это неверно. Исследования продолжаются, и теперь уже их вряд ли можно замолчать Слабая доказательность свидетельств, отсутствие навыков работы по фиксации и съемке следов, техническая неоснащенность, неумение фотографировать движущийся объект в темноте — все это причины неудач. Здесь очень важны доброжелательное отношение общественности и максимальная готовность к поддержке. Но главное — действовать без спешки и необратимых последствий, как для животных, так и для человека. Я считаю, что писать и говорить о снежном человеке следует, но ни в коей мере это не должно быть связано с идеей его поимки. Люди еще так мало знают о нем, о его прекрасных защитных свойствах, благодаря которым реликт и уцелел. И скоропалительный поиск, а тем более, преследование или попытки усыпления его без специальных знаний могут привести к трагедии. Материалы подготовилН. НЕПОМНЯЩИЙРедакция предлагает читателям присылать описания встреч с загадочным животным. Естественно, никто не застрахован от историй, в которых описываемым объектом окажется кто-то другой. Такое вполне возможно. Давайте размышлять, сопоставлять факты и мнения. 52
|