Вокруг света 1990-07, страница 37ЗАВТРАК У ПРИНЦА Король сейчас живет в другом дворце. Он — фактически единовластный правитель страны. Ее конституция, как сказано в подготовленной министерством информации книге «Это наша страна», «Коран — книга, ниспосланная богом пророку Мухаммеду». Все проекты законов направляются сначала в комиссию мусульманских богословов — улемов, которые проверяют их на соответствие нормам шариата - исламского права. Саудовская Аравия — не только абсолютная, но и так называемая теократическая монархия. Король является главой и светской, и духовной власти. В стране распространено собственное понимание ислама, известное как ваххабизм. Это религиозно-политическое течение было основано в середине XVIII века проповедником Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом и вскоре получило поддержку Саудитов. Суть его — в призыве вернуться к чистоте раннего ислама, к строжайшему соблюдению принципа единобожия, отказаться от поклонения святым и новшеств. Ваххабиты требуют от мусульман вести пуританский образ жизни, избегать проявлений роскоши в быту. Одеваются саудовцы действительно довольно скромно. Мужчины носят длинные белые рубахи с круглым воротом, застежкой на 3—4 пуговицы и прорезными карманами. Нечто подобное можно встретить во многих арабских странах. В Саудовской Аравии такая рубаха называется соб Зимой на него надевают плотную накидку без рукавов, с прорезями для рук — мишлях или бишт, чаще всего она бывает черного, коричневого или бежевого цветов. Накидка оторочена шитьем, подчас золотым, но не выглядит богатой. На голову сначала надевают та-кыйю — белую ажурную вязаную шапочку, а на нее набрасывают сложенный наискосок головной платок — готру. Платок, обычно белый или красный, удерживается на голове двойным обручем из конского волоса — укалем. И наконец, обувь. Называется она нааль и представляет собой кожаные сандалии без пятки. О женской одежде — разговор особый. Здесь лишь отмечу, что она столь же традиционна, как и мужская. По одежде саудовцы безошибочно отличают «своих» от «чужих». Всякий, кто носит пиджак, для них — иностранец. Арабы из других стран, нередко одевающиеся «под саудов-цев», к числу иностранцев не относятся. Весь этот традиционный набор одежды мы увидели в лавках Батхи. Но кого там не было — так это покупателей. Они предпочитают ездить за покупками в новые торговые центры. Там немного подороже, зато есть стоянки для автомашин и кондиционеры. Мы попросили провожатого показать такой центр. Он охотно согласился. Магазины, расположенные в торговом центре Акария, арендуют частные торговцы. Товаров много, со всего света, да и покупателей действительно побольше, чем в Батхе. Цены здесь твердые, но вот что интересно: вам тут же сообщают, какую скидку готовы предоставить в случае покупки. Она может быть 5 или 7, а то и все 12 процентов. Ну а скромны ли саудовцы в быту? На этот вопрос ответить непросто, поскольку мы были лишь в единственном доме — эмира Абдаллы бен Фейсала, представителя одной из ветвей королевской семьи. 38-летний принц по образованию инженер. Он генеральный секретарь Королевской комиссии по развитию Джу-бейля и Янбу. Мы были приглашены на завтрак и после недолгих колебаний облачились в костюмы и галстуки. Как выяснилось, весьма некстати. То ли принц решил попотчевать нас восточной экзотикой, то ли он так принимал всех гостей, но встретил он нас в гостиной, устланной коврами и подушками. Мы неуклюже уселись, облокотившись на валики. Слуга принес светлый саудовский кофе, разлив его в маленькие пиалы. Для приготовления этого весьма специфического напитка, мало напоминающего обычный кофе, зерна чуть-чуть прожаривают и затем сразу размалывают. Порошок засыпают в чайник и обязательно несколько минут кипятят. Потом переливают в нагретый кофейник, добавив туда имбиря, который придает напитку некоторую остроту. Никакой современной мебели в гостиной не было. Зато стояли телевизор и видеомагнитофон. Как ни странно, с общей обстановкой комнаты эти приметы современной цивилизации не диссонировали. 35 /Ш * Зой ЧЕ V» f*. • SH PJ>W 1 ''-Ын., ?Т0 т^е им. li |