Вокруг света 1990-09, страница 60

Вокруг света 1990-09, страница 60

ФУТБОЛ ВРЕМЕН ДАНТЕ

В Италии на чемпионате мира по футболу, увы, наша сборная оказалась не на высоте, и радость спортивного праздника для нас была сильно омрачена. Возможно, поэтому мало кто знает, что футбольная фиеста началась еще до открытия чемпионата с... Джоко дель Кальчо во Флоренции. Так называется футбольное состязание, уходящее корнями в средневековье. На поле встречаются две городские команды, одетые в старинные костюмы, и играют по правилам, которые не менялись уже несколько сот лет. Может быть, с точки зрения современного болельщика, это не совсем футбол, но флорентийцы думают иначе. «Вот как раз у нас футбол — самый настоящий, т р а-диционны й,— считают они,— а то, во что играют во всем мире,— новомодная самодеятельность».

СКОЛЬКО ЛЕТ МАЙКЕ- «НЕФОРМАЛКЕ»?

Тенниска, майка с короткими рукавами, «Т-рубашка» в прямом переводе с английского... Этот предмет одежды завоевал популярность во всем мире. Американцы даже считают его «национальным неформальным одеянием» и полагают, что майка с рукавами была «изобретена» именно в США. Якобы новую моду ввела в 1910 году компания «Хейнс» — правда, тогда эти майки носились исключительно как нижняя одежда.

Приоритеты — дело тонкое. Порой не так-то просто выяснить, где находится настоящая «родина слонов», и споры иногда разгораются нешуточные. Первенство американцев в изобретении майки оспорили англичане. Британские историки порылись в архивах и доказали, .что майки с короткими рукавами были изобретены в королевском флоте еще 150 лет назад. Их делали из чистой шерсти, и носили эту нижнюю одежду все — от матросов до офицеров. Правда, короткий рукав продержался недолго — как-то раз королева Виктория посетила корабли флота с инспекцией, обратила внимание на одежду моряков и предписала, чтобы рукав был удлинен до запястья.

Итак, майке-«иеформалке» — полтора века. «Полтора века» — раз... «Полтора века» — два... Кто больше?

КОМПЬЮТЕР МИЛОСТИВ...

Много религий есть на свете, но Калифорния, пожалуй, может похвастаться самой уникальной — это культ компьютеров. Причем имеется в виду не просто поколение вычислительной техники, а самый настоящий религиозный культ.

В секте около 1200 человек. Возглавляет ее преподобный Джеффри Армстронг, известный прихожанам под кличкой святой Силикон (по-русски это звучало бы как святой Кремний). Последователи новой религии собираются в «храме», где на алтаре стоит... разумеется, компьютер, освещаемый двумя свечами. Прикосновение к клавиатуре расценивается как акт благоговения. Молитва, которую произносит святой Силикон, звучит примерно так: «Компьютер — наш владыка. Расслабьтесь. Пусть компьютер делает за вас вашу работу. Нет ничего могущественней компьютера. Компьютер милостив...» И так далее.

Тысяча двести прихожан — это не много, но и не так мало. Дела «храма» идут неплохо, если судить по роскошному белому лимузину, на котором разъезжает святой Силикон, Джеффри Армстронг.

СОПЕРНИЦА ПИРАМИД

Поговорим на такую неприятную тему, как помойки. Увы, проблемы мусора и уничтожения отходов достаточно животрепещущи — кое-где они решаются, а кое-где попросту непреодолимы; одни эксперты настроены оптимистически, другие видят будущее в мрачных тонах — настолько, что называют XXI век не иначе как «веком мусора». Есть своя гора отходов и на нью-йоркском острове Статен, расположенном в бухте Лоуэр-Бей. Куча растет достаточно быстро и в недалеком будущем грозит перерасти расположенную поблизости статую Свободы. Любопытно отношение к горе мусора санитарного комиссара Нью-Йорка Брендана Секстона: «Пусть растет. Когда она станет еще выше, люди наконец поймут, что это их рук дело».

По оценке санитарного ведомства, к 2005 году Мусорная гора сравняется по высоте со знаменитой пирамидой Хеопса.

ЛЕВАЯ, ПРАВАЯ — ГДЕ СТОРОНА?

Как известно, в Великобритании и еще некоторых странах мира сохраняется левостороннее движение. Для англичан это большая проблема: вот скоро будет создан «общеевропейский дом», падут различные барьеры между европейскими странами, и столкновение право- и левостороннего движения породит большую путаницу. Конечно, традицию можно изменить — правда, это потребует больших вложений капитала: по всей Великобритании нужно будет установить новые знаки и указатели, водителям придется переучиваться, да и машины с правой рулевой колонкой никому не будут нужны... А как вообще возникла эта традиция? Британские историки утверждают, что она родилась в рыцарские времена. Вооруженный всадник предпочитал ехать по дороге таким образом, чтобы левый бок лошади прижимался к изгороди или стене растительности, а правая рука наездника, сжимающая меч, была свободна для боя.

ВОКРУГ

СУРЬМА И ВИНО

Какая связь между этими понятиями? Ответить практически невозможно, если не обратиться к истории химической науки.

Давно уже никто не клеймит алхимию. Давно уже ясно, что при всех заблуждениях и ложных посылках алхимики дали науке очень многое: открыли и назвали немалое количество химических элементов, разработали лабораторную утварь и технику — печи, реторты, перегонные кубы, тигли,— отшлифовали лабораторные методы дистилляции, возгонки, фильтрования, кристаллизации... А также подарили человечеству несколько слов, давно ставших общепонятными. Во-первых, само слово «алхимия». Далее — «эликсир», происходящее от арабского «аль иксир» — так назывался порошок, с помощью которого лечили раны. «Алколоид» — производное от «алкали» (щелочь), в свою очередь являющегося видоизмененным «аль кили» — это слово обозначало золу некоторых растений. И наконец, «алкоголь»: термином «аль куль» арабские алхимики именовали черный порошок, который в лабораториях служил для опытов, а вне лабораторий — для окрашивания бровей и ресниц,— иначе говоря, порошок сурьмы.

НЕВИДИМАЯ БРОНЯ ПЛАНЕТЫ

Озоновый слой — броня нашей планеты — по-прежнему под угрозой. «Дыры», обнаруженные несколько лет назад над Антарктидой и Арктикой, сохраняются, да и в других местах этот живительный слой озона истончается. Поведение озонового слоя во многом остается для ученых непонятным — не хватает данных.

В разных странах мира идут исследования озоновой «крыши» нашего мира. Большие надежды возлагаются на зонды. Баллоны поднимают аппаратуру на высоту от 12 до 24 километров, а спустя несколько часов приборы — их вес немаленький: двести, триста, бывает, даже четыреста килограммов — возвращаются на землю, неся с собой пробы воздуха и результаты тонких анализов.