Вокруг света 1991-05, страница 57Долгое время обряд посвящения держался в тайне, но сегодня его детали хорошо известны. Строго говоря, в каждом конкретном случае в зависимости от той или иной группы ведьм он может быть разным, но основные его элементы не меняются. Магическим мечом или кинжалом проводят круг, и верховная жрица создает «конус силы». Затем она взывает к Всемогущим — богам ведьм — и просит их защиты и покровительства. Затем послушнику, который символически опутан веревками, читает пастырское послание. Оно начинается следующими словами: «Вслушайся в слова Великой Матери, которую в древности называли Артемида, Астарта, Диана, Мелузина, Афродита, Церера, Даная, Ариадна, Венера и многими другими именами». В процессе посвящения требовалось, чтобы послушник «внимал таинствам колдовства, предстал перед посвящением обнаженным, пел, танцевал и преклонял колена». Послание заканчивается на поистине поэтической ноте: «Я, кто составляет красоту зеленой земли, я, кто белая луна среди звезд, я — тайна вод и отрада сердца человека. Я вхожу в твою душу, поднимись и войди в меня». Обнаженному послушнику задают ряд вопросов, а тем временем магический меч или кинжал направлен ему в сердце. По окончании церемонии послушник должен произнести: «Я узнал два прекрасных слова абсолютная любовь и абсолютная истина», на что жрица отвечает: «Всех, кто узнал их, мы примем с удвоенной радостью. Чтобы пройти через грозную дверь, я дам тебе третье». Жрица целует послушника и объявляет, что он готов к посвящению в колдовство. Она три раза обходит круг, в то время как остальные ведьмы встают на колени. После этого жрица пять раз целует послушника, и тот обещает чтить таинства культа. Он поднимается с колен, его освящают елеем и вином, и символические веревки ослабевают. Ему вручают магический меч для проведения окружностей и устрашения непокорных духов, атам (или кинжал) — «оружие ведьм»,— обладающий силой меча, нож с белой рукоятью и волшебную палочку, которая, как меч, может вызывать духов. Кроме того, ему вручают магическую фигурку, обладающую силой талисмана (ее также можно использовать для вызова духов), и кадило с фимиамом, привлекающее добрых духов и отпугивающее злых. И наконец, он получает бич, который символизирует страдания, претерпеваемые в ритуалах очищения; вместе с бичом он получает шнурки для «скрепления колдовских печатей». После этого духам объявляют, что послушник стал полноправным членом братства, и круг смыкается Однако в Соединенных Штатах Америки можно найти и более впечатляющие свидетельства повсемест ного возрождения интереса к оккультизму. Вера в сверхъестественное настолько поразила родину материализма, что выражения типа «сверхчувственное восприятие» уже употребляются на бытовом уровне. В Калифорнии появилось множество поклонников таинственного искусства алхимии, и теперь, с ростом интереса к литературе по астрологии, такие книги можно купить в любом магазине или заказать по почте. В продаже появилась машина, мгновенно выдающая гороскоп любому озабоченному жизнью американцу, который, преследуемый превратностями судьбы, страстно полюбил книги по оккультным наукам. В богатых пригородах стали нормой спиритические сеансы, а применяющиеся в них планшетки сейчас гораздо популярнее, чем во время великого спиритического бума в пятидесятые годы прошлого века. Однако прежде всего обращает на себя внимание небывалый подъем и расцвет культа ведьм: сейчас в Соединенных Штатах насчитывается более четырехсот групп, исповедующих «уик-ку». Но для тех, кто ищет спасения в бегстве из реального мира, существует опасность погрязнуть в колдовстве и магии. Древний человек чувствовал себя среди суеверий как рыба в воде, чего не скажешь о нас. Как заметила в своей работе «Магия в принципе и на самом деле» Мэриэн Грин, мимолетное соприкосновение с магией может оказаться губительным для дилетанта: «...если вам нужна информация или помощь, попросите, чтобы вам их обеспечили нормальным человеческим способом, без жути и нервных потрясений... Это же касается и тех случаев, когда вам вдруг захочется материализовать кого-то: вряд ли имеет смысл страстно желать этого, чтобы потом, когда это произойдет, заполучить обширный инфаркт» . Истинное назначение ритуала пос вящения в колдовство — в постепенной подготовке сознания послушника к сильному интеллектуальному и эмоциональному потрясению, или «пробуждению». Любительское приобщение к оккультизму может оказаться опасным, и даже обычный предсказатель будущего иногда, сам того не желая, становится глашатаем несчастья: предупреждая клиента о возможном ухудшении здоровья, он тем самым «поднимает планку» беспокойства и озабоченности. Например, пророчество, что человек будет здоров как бык в течение конкретного отрезка времени, наводит на страшную мысль: по истечении этого срока автоматически последует болезнь или даже смерть. А самые бессовестные среди таких специалистов известны тем, что объявляют клиенту о наложенном на него проклятии и требуют дополнительного вознаграждения за снятие его с помощью обратных чар. Когда нас что-то тревожит, на поверхность сознания выползают суеверия, а за словом «суеверие» подразумевается молчаливое признание магии. Из множества бытовых суеверий формируется «персональное» колдовство, к которому мы прибегаем, чтобы поддержать веру и разогнать демонов отчаяния. Те, кто стучит по дереву или прикасается к нему, в действительности прибегают к древнему методу изгнания дьяволов: когда-то считалось, что резкий стук действует на них подобно анафеме. Современная мода разговаривать с садовыми цветами — якобы от этого они быстрее растут — уходит корнями в старое поверье, что в каждом растении живет дух стихии Подкова представляет собой символ рогатой луны, а нарисованное символическое сердце берет свои истоки в пиверье древних египтян, что сердце — вместилище чувств. Приносящая удачу черная кошка напоминает нам, что в Египте кошка приравнивалась к богине, поскольку ее глаза похожи на маленькие луны. Сегодняшние амулеты - всего лишь современные копии амулетов дня вчерашнего, когда они вызывали на помощь страждущему человечеству добрых духов. Большинство из нас не сомневаются, что слово способно на многое, в том числе и на материализацию того, что оно означает, поэтому, разговаривая о болезнях, мы избегаем употреблять слово «смерть», опасаясь, что тем самым мы можем непроизвольно вызвать дух тьмы, который похитит дорогого нам человека. Когда мы желаем кому-то удачи, мы призываем на помощь ему добрых духов. Мы, похоже, безоговорочно верим в древнюю догму, что благословение всегда противодействует проклятию. Склонность к магии глубоко внедрена в наше сознание, и этот инстинкт находится в постоянном конфликте с логикой, на которой покоится храм науки Перевел с английского С. КАСТАЛЬСКИЙ 55 |